Петр Великий прекрасно понимал, что исход сражений определяется не только количеством и качеством вооруженных сил, но и состоянием нравственного и патриотического духа военнослужащих. Государь придавал большое значение моральным стимулам. Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Царь лично утвердил переход от пожалования золотыми и серебряными рублевиками к настоящим медалям. Он разработал и внедрил более пятидесяти видов наград. Среди них следует выделить многие памятные медали, вручаемые за мирные и ратные успехи, которые вписаны золотыми буквами в летопись русской славы: «За взятие Нотебурга» (1702), «В память основания Санкт-Петербурга» (1703), «За взятие Нарвы» (1704), «За победу под Калишем» (1706), «За победу под Лесной» (1708), «За Полтавскую баталию» (1709), «Иудина медаль для изменника Мазепы» (1709), «За взятие Выборга» (171.0), «За Вазскую баталию» (1714), «За победу при Гангуте» (1714), «За победу при Гренгаме» (1720), «В память Ништадтского мира» (1721) и «За участие в Персидском походе» (1723). Весьма современно звучит известная мысль Петра: «Победу решает военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Они — защита и крепость Отечеству».

В наследство от своих предшественников молодому царю достались не только придворные, внутриполитические, но и внешнеполитические проблемы. Он был вынужден продолжить изрядно затянувшуюся войну с Османской империей за выход в южные моря. В 1695 г. его первый поход на Азов заканчивается неудачей. На следующий год русское войско и флот, числом 30 кораблей, штурмом берут Азовскую крепость. Так было положено начало славной истории российского флота. Петр основывает Таганрог. 4 ноября 1696 г. Боярская Дума постановляет: «Российскому флоту быть». На собранные с населения деньги было построено 52 корабля. Опыт азовских походов показал царю, что русская армия и флот нуждаются в коренном обновлении. Он понимает, что европейцы ушли вперед в техническом и организационном отношениях по сравнению с царским войском. В 1697—1698 гг. Петр в составе Великого посольства посещает страны Западной Европы. В Бранденбурге он обучается артиллерийскому делу и получает аттестат огнестрельного мастера, в Голландии и Англии корабельного мастера и корабела. Он старательно изучает польский и голландский языки. Передовые достижения культуры, увиденные им в Европе, потрясли царя. Он решает провести быструю модернизацию России на европейский манер, чтобы отсталое Московское царство не стало легкой добычей европейских держав.[3]

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Российско-британские отношения в 80-е гг. XIX в. Конец политики «блестящей изоляции» Великобритании
Адекватной оценке роли военных планов в отношении Индии в отечественной историографии англо-русского соперничества на Среднем Востоке препятствовало обращение исследователей к более масштабным и, на их взгляд, исторически значимым события ...

Маздакитское движение
Основной движущей силой маздакитов были разорившиеся иранские земледельцы-общинники, а также ремесленники-иранцы. Значительное влияние на движение оказало временное присоединение к нему азатов и дехкан. Острая социальная борьба внутри ир ...

Принц Камбоджи.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспых- нувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. Принц Нородом ...