Подготовка к земской реформе
В связи с интенсивным развитием товарно-денежных отношений к середине XIX в. настолько усложнилась инфраструктура общества, что прежний аппарат управления был уже не в состоянии нормально руководить им. В результате целые отрасли, к тому же сориентированные на обслуживание населения, выпадали из сферы управления.
Наиболее проницательные государственные деятели уже тогда понимали суть происходивших событий. Они знали, что во всех европейских странах переход от феодализма к капитализму сопровождался приобщением населения к местному управлению, и убеждали царя передать все, что обеспечивало жизнедеятельность сельских жителей, на места специальным учреждениям, избранным всеми слоями общества. Однако этой идее противодействовали чиновники административного аппарата: они не желали делиться властью с кем бы то ни было. Тем не менее, в марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при Министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям. Состоялось царское повеление приступить к выработке именно такого закона.
Однако и после четко выраженной воли монарха работа над законопроектом шла крайне медленно. Созывались многочисленные комиссии, приходили и уходили их председатели, время шло, а разногласиям не было конца. Главным пунктом споров стала сфера отграничения местных дел от политических общегосударственных проблем. В конце концов, Александр II потребовал, чтобы разработка законопроекта была завершена к точно установленному сроку, а именно к 1 января 1864 г. Закон получил довольно лаконичное и предельно простое название "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Так возникло земство на Руси.
Принужденное силой обстоятельств согласиться с введением местного самоуправления, царское правительство, тем не менее, оказалось в состоянии приспособить его к своим потребностям. И на форме закона, и на его содержании лежала печать борьбы, которая шла в верхах по вопросу о новой системе управления. Половинчатость земской реформы заключалась в том, что она проводилась главным образом в европейской части России, преимущественно в помещичьих губерниях, к тому же земские органы учреждались только на уровне губерний и уездов. В самых мелких административных единицах - волостях - земства не предусматривались. Не предполагалось и создание общегосударственного органа, который объединил бы усилия всех земств.
Подобные материалы:
Военные походы в Индию второй половины XIX - начала
XX в
Под «Большой Игрой» принято понимать историю векового противостояния России и Великобритании в Центральной Азии. Географию и временные рамки этого противостояния определить довольно сложно. Историки, использующие этот термин, как правило, ...
Основные понятия
Президентская республика. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Разделение властей.
Референдум. Импичмент. Приватизация. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Акция. Биржа. Ваучер. Девальвация. Дефолт. Конверсия. С ...
Основные понятия
Российская империя. Самодержавие. Министерство: Государственный совет. Теория официальной народности. Цензура. Корпус жандармов.
Сословия (дворяне, духовенство, мещане, крестьяне, казаки). Крепостное право. Крепостные, удельные, государс ...
