Титульной нацией вьетнамского государства традиционно являлись вьеты (или кини).

Но заселяли они, как правило, дельты рек и зону побережья. Горные же районы были заселены народами, составляющими этническое меньшинство государства: тхаями, нунгами, таями, тэями, горными кхмерами и монами, народностями мео и ман. Отношения между вьетами и горцами на протяжении всей истории оставались сложными, хотя народы и имели тенденцию к объединению. Мешала вышеуказанному объединению, как правило, непримиримая вражда, вспыхивавшая время от времени. Главной проблемой разногласий становилось посягательство вьетского феодального государства на независимость горцев. Мандарины-вьеты стремились к эксплуатации и порабощению этнических меньшинств, на что те отвечали систематическими восстаниями. Самое крупным из них стало восстание нунгов (народность, этнически близкая к тхаям). Предводитель нунгов - Нунг Ти Као освободил народ от сюзеренитета вьетнамской династии Ли, однако в 1036 г., когда Нунг Ти Као объявил себя королем, он был схвачен Ли Тхай Тонгом.5 лет спустя его сын Ти Као вновь поднял мятеж и провозгласил создание королевства Дайлить16. Вьетнамский король Ли Тхай Тонг разгромил Ти Као и пленил его. Однако короля не могли не настораживать постоянные конфликты с горцами, ведь те же нунги заселяли не только территорию горной части Дайвьета, но и часть Южного Китая, что грозило Дайвьету конфликтом с могущественным северным соседом. Посему династия Ли предложила нунгам компромисс - Ти Као отводился в правление большой горный округ17. Однако Ти Као этого было мало: несколько лет спустя он захватил один из районов Южного Китая и создал там свое королевство. Китайские императорские войска с большим трудом выбили бунтаря с юга, и преследуемый ими Ти Као был вынужден обратиться за помощью к Ли Тхай Тонгу. Однако король Ли не решился бросить свои полки против своего более сильного противника. Ти Као был схвачен и в 1053 г. казнен.

Однако короли династии Ли и последующей династии Чан смогли извлечь положительный урок из восстания нунг: они смогли добиться лояльности горных племен путем установления с их вождями брачных связей. Это дало Дайвьету огромное преимущество - на севере таким образом был создан горный вал, явившийся щитом, который надежно укрывал вьетов от китайской агрессии.

Короли Ле управляли горными районами при посредничестве местных вождей. Вождям даровались мандаринские титулы, за что те обязывались выплачивать дань королевскому двору. На протяжении всего XV в. этнические меньшинства не раз поднимали восстания: еще при Ле Лое в 1432 г. в провинции Ляйтьяу восстали тхаи, в 1439 и 1440 гг. взбунтовались уже в провинциях Шонла и Тхуантяу. На севере страны четырежды восставали тэи. А в западной провинции Нгеан в 1428 г. вождь Кам Куи поднял восстание, в результате которого основал княжество в уезде Нгокма. Оно продержалось вплоть до 1435 г., а после было покорено18.

Однако постоянные восстания вовсе не отражали всей глубины отношений вьетнамского государства и горцев. Несмотря на то, что высшие чины вьетнамской власти регулярно посягали на независимость горных народов, снаряжали карательные походы (без которых не обходилось ни одно правление), вьеты и другие народности, проживавшие на территории Вьетнама традиционно были очень близки. Примечательно, что фактор этого сближения был не внутренним, а внешним. В условиях постоянной угрозы с севера, народы Вьетнама были вынуждены вступать в диалог, дабы уберечь страну от чужеземного завоевания. Несмотря на различие во взглядах относительно статуса горных территорий в составе вьетского государства, все нации сходились в одном - больше всего на свете они ценили свободу и независимость.

Так, в годы минской оккупации страны малые народы, жившие в горах, не остались в стороне. Ле Лой и его соратники призвали горцев влиться в ряды борцов за независимость. Правда, с изгнанием китайских агрессоров с вьетских земель, все вернулось на круги своя: вьетнамские феодалы вновь обратились к политике угнетения этнических меньшинств. Но, несмотря на то, что все восстания недовольных жестоко подавлялись, было очевидно, что конфликт с центральной властью не отвечал интересам ни страны в целом, ни горных народностей. Диалог равнин и гор, волею судеб разлучавшихся и воссоединявшихся вновь, с трудом, но налаживался. Полностью же устранить сепаратистские тенденции, вражду и рознь между народами Вьетнама окажется под силу лишь социализму.

Однако на стабилизации обстановки в горных районах и покорении свободолюбивых тямов вьеты не остановились: тенденция к расширению продолжилась после изгнания в 1428 г. Минов и, как следствие, окончательного снятия с вьетнамских границ китайской угрозы. Так, спустя некоторое время с начала правления династии Нгуен, вьетское государство приняло привычные, идентичные с современными очертания и границы. Нгуены развили большую военную и внешнеполитическую активность: было подчинено тямское княжество Пандуранга19, а также земли в районе р. Меконг20. Расширение в районе дельты Меконга объяснялось, в первую очередь, тем, что плотность кхмерского населения здесь во все времена была достаточно низкой. Кроме того, на этих землях без вытеснения кхмеров и без вступления в конфликты с ними давно обосновались некоторые вьетские племена. Неудивительно, что обосновавшиеся на юге страны Нгуены решили прибрать к рукам эти почти «бесхозные» земли. И Нгуены преуспели в этом начинании.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг.
С переходом пожарной охраны в ведение НКВД как в центре, так и на местах, в ней устанавливается единоначалие. Созданный в составе Главного управления коммунального хозяйства Центральный пожарный отдел НКВД РСФСР руководил борьбой с пожа ...

«Битва за Британию». Начальный этап, расстановка сил
Гитлер предпочел переждать с воздушным наступлением на Англию до того времени, когда немецкие ВВС перебазируются на французские, бельгийские и датские аэродромы, с которых они смогли бы нанести наиболее эффективный удар, что дало возможно ...

Культура этносов.
Культура этносов несет в себе обычаи предков, ее черты и особенности проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура – ...