Немаловажную роль в стремлении правительства сохранить контроль над земским самоуправлением отводилась бюрократической опеке над земствами. Каждый их шаг - будь то выборы гласных, определение источников финансирования, способы решения вопросов местной жизни или даже обмен информацией между губернскими собраниями - все это строго контролировалось. Появление земств ни в коей мере не стеснило прежней администрации. Губернские и уездные органы государственного управления остались неизменными. Более того, власть губернатора и его подручных, особенно полицейского начальства, даже усилилась. Земские учреждения буквально втискивались в старый механизм управления. Как считал В.П. Безобразов, один из видных реформаторов того времени, закон от 1 января 1864 г. не вводил земства в существовавшую тогда структуру власти, а ставил "подле нее, как отдельные государственно-общественные тела, не имевшие никаких органических связей с системой государственного управления".

К тому же механизм функционирования земств принципиально отличался от методов административного управления. После избрания гласных (чаше всего осенью) созывались уездные земские собрания. Гласных приводили к присяге, и начиналось обсуждение вопросов местной жизни. Заседания были открытыми, и в зале мог присутствовать всякий, кто желал послушать выступления ораторов. На первом же собрании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от шести уездных - одного губернского. В состав губернского земского собрания вводились также предводители дворянства и представители управ всех уездов, а также два-три чиновника от казенных и удельных земель.

Губернские собрания созывались один раз в год (обычно в декабре), но могли назначаться и чрезвычайные собрания. Срок полномочий гласных уездных и губернских собраний равнялся трем годам. На них принимались развернутые постановления, а проведением в жизнь этих документов занимались земские управы. Они избирались в составе трех человек: председателя и двух членов. Но иногда разрешалось увеличивать численный состав уездных управ до четырех, а губернских - до шести. Гласных, избранных на должность председателя губернской управы, утверждал министр внутренних дел, а уездных - губернатор. Ему же принадлежало право утверждать членов губернских и уездных управ. Если министр или губернатор не давали согласия на занятие той или иной должности, назначались новые выборы, а не получивший утверждения гласный не мог баллотироваться на эту должность повторно.

Земская управа осуществляла руководство местным хозяйством через отделы и комиссии. Их количество в разных местах было разным и зависело от численности населения, которое обслуживалось земством.

В земских учреждениях заметную роль играли представители интеллигенции, осуществлявшие функции служащих.

Подобные материалы:

Культура времен великих государей
Культура времени Михаила Федоровича и Филарета, оставаясь во многом традиционной, испытала все же, как и политическая, хозяйственная жизнь, некоторые сдвиги. Появлялись новации, которые в комплексе с другими факторами развития, позволяют ...

Эволюция социальной структуры китайского общества
Экономическим сдвигам в послесиньхайские годы соответствовали и социальные перемены. Естественно, что ускорение капиталистической эволюции, прежде всего, вело к количественным изменениям рабочего класса и буржуазии. Несовершенство китайс ...

Строительство жилищ
В Казахстане археологи обнаружили свыше сотни поселений древних скотоводов и рудокопов. Большинство из них (II-I тыс. до н. э) состояли из одного-двух десятков землянок и полуземлянок прямоугольной и овальной формы. Для постройки жилищ д ...