Сунский период стал вехой культурного (в широком смысле этого слова) взлета страны. В процветающем сельском хозяйстве, в эволюции городского организма ясно проявилось расширение культурного горизонта, обогащенного во многом знанием об ок­ружающем мире. Не только появились новшества во всех сферах жизни, но и обозначилась тенденция перенесения центра разви­тия на юг от Янцзы.

Сначала в экономическом аспекте доминировал Север. Еще в начале правления сунской династии власти провели здесь ряд поощрительных мер — распашку целинных земель, рытье колод­цев, осуществление лесопосадок для смягчения последствий сти­хийных бедствий. Поощрялись также отбор семян и скрещивание растений.

Все достижения в сельском хозяйстве были связаны с тради­ционным земледелием — поля вспахивали сохами или мотыга­ми, редко используя мулов и еще реже — лошадей (преимуще­ственно в военном деле). Гидравлические колеса — по крайней мере, там, где не было сильного течения воды, — приводились в движение ногами. О поступательном развитии сельского хозяй­ства свидетельствовала и тенденция постепенного расширения запашки по мере интенсивного освоения Юга. К 1080г. на юго-востоке сосредоточилось 64 процента всех посевных площадей стра­ны. И недаром народная поговорка тех времен гласила, что «уро­жая, собранного в Цзянсу и в Ху (Чжэцзян, Усин), хватит на всю Поднебесную».

Расширение посевной площади происходило с учетом непре­рывно меняющихся погодных условий. Стихийные бедствия (на­воднения и засухи) были постоянным явлением, и именно от ирригационного строительства в значительной степени зависел Урожай. Начиная уже с XI в. для орошения полей повсеместно использовали подъемное колесо, в конструкцию которого посто­янно вносились усовершенствования. Именно в сунскую эпоху появились новые сорта проса, пшеницы, сои. Особенно знаме­нательным стало распространение высокоурожайного сорта риса, завезенного в Китай из южновьетнамского государства Тьямпа (Чампа, на территории современного Вьетнама). Значительно рас­ширились на юге посадки сахарного тростника. Внедрение и даль­нейшее распространение этих новых для Китая культур итожило плоды его культурного взаимодействия с другими странами. Боль­ше, чем в предшествующую эпоху, стал культивироваться чай. Сна­чала он был известен лишь в приморских районах Гуандуна, Гуан-си, Фуцзяни, а на рубеже XII—XIII вв. стал уже повсеместно произ­растать на юге страны. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана была завезена культура хлопка.

Все плодотворнее шло освоение целины в нижнем течении Янцзы и Хуайхэ, а также в пров. Чжэцзян. Одним из методов расширения обрабатываемой площади стало создание полей, ок­руженных плотинами на месте осушенных озер, болот и речных русел. Высота плотин порой достигала шести метров. На них прокладывались дороги, вдоль которых сажали деревья, защища­ющие от ветра и волн. Для укрепления дамб у их основания выра­щивали тростник и камыш. Вторя изменениям погодных усло­вий, через отверстия в плотинах в случае засухи водой орошали поля, а при наводнении плотины служили защитой от прилива стихии. Все это позволяло на этих рукотворных полях выращивать стабильный урожай риса: в среднем 300 литров с му, а в особо благоприятные годы — 600—700 литров. Такие результаты дости­гались также за счет внедрения различных нововведений. Так, во время посадки рисовой рассады использовали специальные са­лазки, облегчавшие передвижение по полю. Для обрушивания риса и других злаков, а также выжимания растительных масел стали употреблять водяные мельницы и водные прессы. С давних вре­мен крестьяне умело чередовали сорта растений при посеве и выращивали несколько культур одновременно (например», рис и пшеницу), что давало возможность снимать в сезон два урожая. Семена и рассаду риса тщательно отбирали.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Правовое положение рабов
С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим. Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. ...

Двуглавое правительство
Летом 1619 года возвратился из плена в Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после смерти патриарха Гермогена и избрания царя Михаила, берегли для государева отца. По возвра ...

Феномен самозванчества в России. Династический кризис в конце 16 века
Итогом самого длительного в русской истории царствования Ивана IV стал глубокий социально-экономический и политический кризис. Тяготы Ливонской войны, опричнина опустошительное нашествие крымских татар в 1571 г. серьезно подорвали экономи ...