Сунский период стал вехой культурного (в широком смысле этого слова) взлета страны. В процветающем сельском хозяйстве, в эволюции городского организма ясно проявилось расширение культурного горизонта, обогащенного во многом знанием об ок­ружающем мире. Не только появились новшества во всех сферах жизни, но и обозначилась тенденция перенесения центра разви­тия на юг от Янцзы.

Сначала в экономическом аспекте доминировал Север. Еще в начале правления сунской династии власти провели здесь ряд поощрительных мер — распашку целинных земель, рытье колод­цев, осуществление лесопосадок для смягчения последствий сти­хийных бедствий. Поощрялись также отбор семян и скрещивание растений.

Все достижения в сельском хозяйстве были связаны с тради­ционным земледелием — поля вспахивали сохами или мотыга­ми, редко используя мулов и еще реже — лошадей (преимуще­ственно в военном деле). Гидравлические колеса — по крайней мере, там, где не было сильного течения воды, — приводились в движение ногами. О поступательном развитии сельского хозяй­ства свидетельствовала и тенденция постепенного расширения запашки по мере интенсивного освоения Юга. К 1080г. на юго-востоке сосредоточилось 64 процента всех посевных площадей стра­ны. И недаром народная поговорка тех времен гласила, что «уро­жая, собранного в Цзянсу и в Ху (Чжэцзян, Усин), хватит на всю Поднебесную».

Расширение посевной площади происходило с учетом непре­рывно меняющихся погодных условий. Стихийные бедствия (на­воднения и засухи) были постоянным явлением, и именно от ирригационного строительства в значительной степени зависел Урожай. Начиная уже с XI в. для орошения полей повсеместно использовали подъемное колесо, в конструкцию которого посто­янно вносились усовершенствования. Именно в сунскую эпоху появились новые сорта проса, пшеницы, сои. Особенно знаме­нательным стало распространение высокоурожайного сорта риса, завезенного в Китай из южновьетнамского государства Тьямпа (Чампа, на территории современного Вьетнама). Значительно рас­ширились на юге посадки сахарного тростника. Внедрение и даль­нейшее распространение этих новых для Китая культур итожило плоды его культурного взаимодействия с другими странами. Боль­ше, чем в предшествующую эпоху, стал культивироваться чай. Сна­чала он был известен лишь в приморских районах Гуандуна, Гуан-си, Фуцзяни, а на рубеже XII—XIII вв. стал уже повсеместно произ­растать на юге страны. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана была завезена культура хлопка.

Все плодотворнее шло освоение целины в нижнем течении Янцзы и Хуайхэ, а также в пров. Чжэцзян. Одним из методов расширения обрабатываемой площади стало создание полей, ок­руженных плотинами на месте осушенных озер, болот и речных русел. Высота плотин порой достигала шести метров. На них прокладывались дороги, вдоль которых сажали деревья, защища­ющие от ветра и волн. Для укрепления дамб у их основания выра­щивали тростник и камыш. Вторя изменениям погодных усло­вий, через отверстия в плотинах в случае засухи водой орошали поля, а при наводнении плотины служили защитой от прилива стихии. Все это позволяло на этих рукотворных полях выращивать стабильный урожай риса: в среднем 300 литров с му, а в особо благоприятные годы — 600—700 литров. Такие результаты дости­гались также за счет внедрения различных нововведений. Так, во время посадки рисовой рассады использовали специальные са­лазки, облегчавшие передвижение по полю. Для обрушивания риса и других злаков, а также выжимания растительных масел стали употреблять водяные мельницы и водные прессы. С давних вре­мен крестьяне умело чередовали сорта растений при посеве и выращивали несколько культур одновременно (например», рис и пшеницу), что давало возможность снимать в сезон два урожая. Семена и рассаду риса тщательно отбирали.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Отношения с Тьямпой
Южнее Дайвьета долгое время находилось государство Тьямпа. Это государство, протянувшееся вдоль побережья южной части современного Вьетнама, было образовано во II в. до н.э. Основную часть населения Тьямпы составляли тямы, принадлежащие ...

Развитие городов и ремесла.
Тенденция перенесения центра развития с севера на юг была присуща и городской жизни. Сунское время отмечено ростом го­рода как средоточия культуры, ремесла и торговли. Четче, чем прежде, выявился процесс обособления города от деревни. По­ ...

Просвещенный абсолютизм.
Период правления Екатерины II нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» в России. Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Екатерину наряду с австрийским императором Иоси ...