Летом 1619 года возвратился из плена в Москву отец царя Михаила, Филарет Никитич. В Москве тогда не было патриарха, потому что патриарший сан после смерти патриарха Гермогена и избрания царя Михаила, берегли для государева отца. По возвращении Филарета в столицу он был поставлен в патриархи и получил титул «великого государя», самый почетный в то время, которым именовали только царя. Таким образом , в Москве стало два государя и установилось двоевластие. Превосходя сына твердостью характера и опытностью в делах, Филарет занял первое место в правительстве. По отзывам современников, он был очень властный человек, держал все дела в своих руках и пользовался таким влиянием, что сам царь не выходил из его воли. До самой кончины он правил государством с редкой энергией и твердостью. До приезда Филарета молодым и неопытным, тихим и мягким Михаилом вертели, как хотели бояре-советники, часто люди малосведущие в делах управления, но агрессивно-эгоистичные и властолюбивые. С появлением царского отца некоторым из них пришлось уйти в тень. При нем лишились своего значения Салтыковы, и вообще не стало сильных фаворитов.

Филарет ведал в полном объеме церковными делами, здесь он судил и рядил сам; только уголовные дела по церковному ведомству оставались в компетенции светских, общегосударственных учреждений.

В первые же дни после приезда в Москву Филарет собрал земский собор и говорил с земскими людьми о дальнейшем порядке управления. Был предложен ряд мер для того, чтобы улучшить администрацию и достигнуть справедливой равномерности в службе и в податях для всего населения государства. То что было поставлено на соборе, Филарет исполнял потом с большой твердостью и настойчивостью, хотя ему и не удалось достигнуть намеченных целей. Главные заботы Филарета направлялись на улучшение управления местного, в уездах и городах. При Иване Грозном в областях было введено самоуправление: управляли выборные люди, «губные старосты» и «земские судьи». В смутное время во все города были посланы воеводы, которым временно были вверены не только военные, но и все гражданские дела. Таким образом, воеводы заменили самоуправление своим единоличным управлением. Они почти везде злоупотребляли своей властью, брали взятки, чинили насилия. Жалобы на них в Москву, в «приказы», не достигали цели, потому что приказные дьяки покрывали воевод. Великие государи, узнав об этом, принимали различные меры против чиновничьего и воеводского произвола и насилия. Было решено отозвать воевод, а жителям в городах предоставить по-старому, выбирать себе губных старост из дворян. Однако эта попытка восстановить самоуправление тоже не имела полного успеха. И в самой Москве продолжались злоупотребления дьяков. Таким образом, несмотря на большие старания, вывести административные непорядки Филарету не удалось.

Равномерность в распределении государственных повинностей также не была достигнута при Филарете и Михаиле. Вместе с земским собором в 1619 году великие государи постановили произвести полную опись всех населенных земель государства в дозорных книгах и писцовых книгах и на основании этих книг определить точно, какие повинности может нести в пользу государства каждый землевладелец. Совершив опись, постановили следить за тем, чтобы все городские и сельские жители служили и платили каждый в свою меру, по справедливости. Однако служилые люди часто уклонялись от службы, а тяглые от платежей и повинностей, ссылаясь на то, что они разорены смутой, и не в силах служить и платить. Желая помочь населению и в то же время поставить, как следует, свое войско и финансы, государи принимали ряд мер для устройства сословий.

Подобные материалы: