ЗаключениеСтраница 1
После краха Советского Союза приходится восстанавливать историю России, искаженную большевистской концепцией, в результате чего появляются новые альтернативные трактовки истории. Одна из таких концепций принадлежит Александру Исаевичу Солженицыну.
В данной работе разобрана историческая концепции Солженицына, главным образом рассмотрен трехсотлетний период русской истории до событий начала XX века: «по линии упущенных возможностей внутреннего развития и безжалостной растраты народных сил на ненужные России внешние цели: заботились о европейских “интересах” больше, чем о своём народе». Но далеко не все согласны с такой трактовкой истории, многие замечают в ней несогласия с исторической традицией, несоответствия, также дается критика источниковой базы Александра Исаевича. Важно было также рассмотреть, чем руководствовался писатель, какие взгляды на историческое развитие он имеет. Ничего определенного по этому поводу сказать невозможно. Сам Солженицын не говорит о них, лишь отрицает приписываемые ему обвинения. По данному аспекту спорить можно долго, так как зачастую существуют абсолютно полярные мнения о взглядах Александра Исаевича на историческое развитие. Но именно эти взгляды стали основой его истолкования истории и «непосильных соображений» по поводу ее будущего. Но с другой стороны не стоит видеть в Солженицыне историка, он, прежде всего писатель, великий писатель! Нельзя рассматривать его работы с научной точки зрения, он на это не претендует. Главная его задача показать ошибки прошлого, какими он их видит, дабы избежать их в будущем.
Краткая, но очень емкая характеристика Солженицына как автора исторической прозы дана Ю. Кублановским. Солженицына он относит к тому типу русских писателей, которые свой дар и свое писательство рассматривают как служение истине и России[60].
Интересно в его концепции то, что основой развитии страны он считает состояние национального сознания и духа, к этому аспекту можно также отнести церковь и православие, особую роль раскаяния в русском развитии. «Солженицын является искренне и глубоко верующим христианином. При рассмотрения вопроса о воздействии на исторический процесс материальных и духовных факторов Солженицын безоговорочно отдает предпочтение последним. Человеческое общество, заявляет он, это не временный плод социальных формаций, а сложный яркий, неповторимый и не людьми изобретенный организм».[61]
[1] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.616
[2] Солженицын А.И. Для восстановления прошлого России// Москва, 1994, №2, с.131-133
[3] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.616
[4] Там же, с.616-617
[5] Там же, с.617
[6] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с. 374-375
[7] Там же, с.618
[8] Там же, с.619
[9] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.619-620
[10] Там же, с.395
[11] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.621-623
[12] Там же, с.623-625
[13] Там же, с.624
[14] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.626
[15] Там же, с.630-632
[16] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.634-636
[17] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.151
[18] Там же с.638-639
[19] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.639-640
[20] Там же, с.640-644
[21] Солженицын А.И. Для восстановления прошлого России// Москва, 1994, №2, с.134-136
[22] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.645-648
[23] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.652-663
[24] Солженицын А.И. Публицистика в 3-х т. Т.1. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995 с.663-664
[25] Там же, с.664-665
[26] Там же, с.395
Подобные материалы:
Административно-государственные преобразования
После присоединения Беларуси к России, имперское правительство начало проводить политику, направленную на нивелировку местных особенностей, имевшую конечной целью сближение и слияние с собственно русскими регионами. На присоединенные земл ...
Общественное устройство андроновских племен
Природно-климатические условия Казахстана, его малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится ...
Борьба югославских
патриотов
После оккупации и распада Югославии оставались только две реальные силы, выступавшие за восстановление единства страны: королевское правительство, бежавшее из страны, и компартия, сохранившая, несмотря на террор оккупационных властей, сво ...