Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет — в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало — ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

Подобные материалы:

Губернская реформа
Екатерина вернулась к преобразовательным планам после Крестьянской войны, когда необходимость реформ стала очевидна, и можно было не опасаться дворянской оппозиции. В 1775 году была осуществлена губернская реформа. До сих пор Россия дели ...

Историческне источники
Русская Правда (Правда Ярослава, Правда Ярославичей 1030-е - 1070-е гг.), «Повесть временных лет» (Нестор, 1113-1118), «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полке Игореве» (конец ХIIв.): ...

Контрреформы, указы
В течение четырех с половиной лет своего правления Павел I издал более 2000 именных законов, указов и актов, охватывающих все сферы жизни государства и общества, в среднем по 40 в месяц. Концентрация власти в руках императора, особое вни ...