Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет — в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало — ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

Подобные материалы:

Новгород Великий.
Новгородская земля была одним из первых княжеств, открыто порвавших с Киевом и не признавших власти киевского князя. «Новый город» стал к XI в. одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом, широким размахом торговых с ...

Сыск беглых крестьян и холопов
Новой ступенью в развитии крепостного права после Соборного уложения 1649 г. явилось создание государственного сыска беглых кресть­ян и холопов. Вопрос о сыске беглых был поставлен еще указами 90-х гг. XVI в., тем не менее сыска как посто ...

Взятие Казани.
Одновременно с внутренними реформами правительство Ивана 4-го вело энергичную и успешную внешнюю политику. Первым его великим успехом было завоевание татарского Казанского царства. На Востоке рядом с Русским государством по берегам Волги ...