Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет — в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало — ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

Подобные материалы:

К новой модели общественного устройства. Советское общество на переломе. Социально-экономические предпосылки кризиса
Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных уси ...

Культура
Сасанидская эпоха характеризуется подъемом производительных сил и культуры Ирана. Большие успехи были достигнуты в строительном деле и архитектуре, памятниками которой являются развалины ряда дворцов (Таки-Кисра в Ктесифоне и др.); при и ...

Завершающий этап войны. Роль СССР в разгроме фашистской Германии, источники и цена победы. Итоги и уроки войны
1944-1945 годы явились завершающим событием Великой Отечественной войны. Летом 1944 г. Советская Армия вела крупные наступательные операции в Карелии, Белоруссии, в Западной Украине и Молдавии. 10 июня началось наступление советских войск ...