Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза — евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры — это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

Подобные материалы:

Вьетнам накануне колонизации
Начиная с середины XVII века, Вьетнам вступил в период нестабильности, вызванной, в первую очередь, упадком феодализма в «государстве Юга». Этот период продлился вплоть до 1858 г. и имел вполне логичный исход: ослабленный Вьетнам не смог ...

Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «дух ...

Лестничный принцип организации власти
Новым явлением в политической жизни стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. В 970 г., отправляясь в военный поход на Балканы, киевский князь Святослав Игоревич «посадил» н ...