Для упрочения своей власти царям необходимо было подавлять родовую верхушку, влияние которой строилось на фундаменте родовой организации, и найти социальную опору помимо родовой аристократии. С этой целью цари укрепляли свое имущественное положение, расширяли свой земельный надел. Все свободнее распоряжались они завоеванными землями, составлявшими общенародную собственность (agerpubliens).

Самолично, начиная с Ромула, раздавали они землю отдельным воинам, а не через посредство курий.

Сервий Туллий ввел деление всей римской территории на 21 округ. Эти округа были названы трибами. Было 4 городских и 17 сельских триб, в которых находились как гентильные, так и соседские общины, жили как патриции, так и плебеи.[6;78]

Таким образом, Сервий Туллий перемещал римское население, как это сделал в Афинах Клисфен. Этому же царю приписывается перераспределение земель между богатыми и бедными.

Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Наряду с почитанием богини огня Нумы в каждом родовом подразделении был воздвигнут общий храм на форуме. Нуме же относят учреждение общеримской верховной коллегии жрецов-понтификов.

В связи с увеличением населения и ростом в его среде имущественной дифференциации римляне постоянно ощущали потребность в новых землях и вели за них войны. Все цари, кроме Нумы, расширяли римские владения, порой основывали в завоеванных частях Лация колонии.

Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Уже Ромул, по традиции, создал отряд из 300 телохранителей-целеров. Тарквиний Древний удвоил число всадников за счет выдвинутых им верных людей, а Сервий Туллий совершенно изменил самый принцип комплектования войска.

Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее чем в 100 000 медных ассов (монет); ко 2-му - те, чье имущество оценивалось, как минимум, в 75 000 ассов; к 3-му - в 50 000; к 4-му - в 25 000; к 5-му - в 11500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство (proles).[1;80]

Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен): 1-й разряд -80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий конницы, всего 98 центурий; 2-й - 22; 3-й - 20; 4-й- 22; 5-й - 30 центурий и 6-й разряд - 1 центурию, в целом 193 центурии.[1;80]

Экипировка воинов различных разрядов по нисходящей становилась все более легкой и дешевой. Но реформа Сервия Туллия имела не только военное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний - центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. Фактическое число людей в центуриях было различным: в пролетарской - несколько сотен, а в перворазрядной - по нескольку десятков.

Если учесть, что на долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, станет ясным, что дела в центуриатных собраниях решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев. Несмотря на тимократический принцип, реформа Сервия Туллия носила демократический характер. Она явилась первым шагом на пути включения плебса в состав populus, превращавшегося из совокупности членов гентильных единиц в коллектив граждан.

Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.

В современной науке считается, что Сервию Туллию приписан в древности ряд установлений более позднего времени. Но, безусловно, признается учреждение им:

1) территориального деления Рима;

2) цензового принципа деления общества;

3) общего войска из патрициев и плебеев.

Усиление царской власти сказывалось в том, что последние цари овладевали троном без избрания. Оно выражалось также в атрибутах царей, заимствованных у этрусков: золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев; сиденье, украшенном слоновой костью; скипетре с орлом; пурпурной тунике, расшитой золотом; расписном плаще. Особое значение имели фасции - пучок розог с воткнутым в них боевым топором. Их несли шедшие перед царем служители-ликторы. Это был символ власти карающей, аппарата насилия, появившегося для подавления эксплуатируемых и недовольных.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952)
Советский Союз закончил войну с огромными потерями. На фронтах, на оккупированной территории, в плену погибло свыше 27 млн. советских граждан. Было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. Пр ...

Кража общественной и личной собственности
Колхозники, пережившие голод 1932-1933 гг., хорошо понимали, чего им ждать после заготовок 1946 г. Чтобы дожить до нового урожая, многие, не получавшие ни грамма зерна на трудодни, вынуждены были красть его, используя каждый удобный случа ...

Культура Рима.
1. Общая характеристика. 2. Понятие античности. 3. Античность в истории. 4. Рим – священная территория, на которой правят боги и справедливость (по словам римлян). Римляне считали, что варвары живут за пределами римской земли. Понтиф ...