Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и прочее, в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах).

Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников. Последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

В III в.н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.

Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве, но они сказывались и в области частного права, например, не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями).

Римское право не знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.

Дееспособность человека всегда и везде, прежде всего, зависит от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то, или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).[8;53]

Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctorias tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).

Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо.

Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения.

Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить, то имущественное положение, какое было до совершения сделки (так называемая реституция). C II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя).[8;60]

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Второе турецкое завоевание
Развязка наступила в 1872 г. После открытия Суэцкого канала в 1869 г. Османская империя получила возможность установить прямые морские связи со своими аравийскими владениями. Это дало ей возможность активизировать свою захватническую поли ...

Начальное образование в средние века - средневековая Византия
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники м ...

Культура Древней Греции.
1. Особенности культуры древней Греции. 2. Картина мира. 3. Взлет греческой культуры. 4. а) в III тысячелетии – XII в. д.н.э. возникает цивилизация – Эгейская культура – Критомикенская культура. б) Между XI-VIII в. д.н.э. – Гомеровски ...