Ричард Пайпс, классический сторонник «Норманнской теории», утверждал, что варяги настолько пренебрежительно относились к славянам, что даже не удосужились оставить какой-нибудь закон о порядке передачи власти. В действительности же сам вариант развития древнерусского общества – экстенсивный, заставлял киевских князей оборонять рубежи братьям, которые в силу особенностей славянского способа производства, становились врагами. «Лестничный» принцип наследования породил борьбу за престол, что в дальнейшем породило феодальную раздробленность. Этому способствовала следующая внутриполитическая причина, суть которой состояла в том что единого русского государства не существовало уже при сыновьях Ярослава Мудрого, и единство поддерживалось скорее родственными связями и общими интересами в обороне от степных кочевников. Движение князей по городам по «Ряду Ярослава» создавало нестабильность. Решение Любечского съезда ликвидировало это сложившееся правило, окончательно раздробив государство. Потомков Яролслава интересовала не борьба за старшинство, а увеличение собственных владений за счет соседей.

Характер княжеской власти стал изменяться с начала XIII века, особенно после завоевания Руси монголами. Не вмешиваясь прямо в управление областями, монголы оказывали сильное косвенное влияние. С этого времени князья должны были получать разрешение на княжение у ханов Золотой Орды.

К концу ХШ - началу XIV веков произошло упрочение нового порядка наследования великокняжеского престола: старшинство в роду было заменено принципами первородства в семье. Постепенно князья превращались в собственников земли, перешедшей к ним от родителей.

Подобные материалы:

Внутреняя политика 1880 - 1890 г.
В 1887 г. Жюль Греви уходит в отставку. Президентом становится Карно. Пользуясь слабостью власти, генерал Буланже начинает агитацию за новую войну с Германией. Ему удаётся победить в нескольких округах, но на переворот он не решается и сб ...

Культура как мир знаков.
Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак – есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи. ...

Йеменский имамат
Турецкое владычество в Йемене продолжалось недолго. Грабительская политика пашей вызывала все растущее сопротивление йеменского народа. Поднятое в конце XVI в. восстание против турецкого ига возглавил зейдитский имам аль-Ман-сур Касем бен ...