Отныне Османская империя полностью идентифицируется с исламом, и раз так, ей предназначено распространиться на весь мир, по мере того как «территория войны» (дар аль-харб) будет сокращаться в пользу «территории ислама» (дар алъ-ислам). Сунитская позиция султанов проявляется в вовлечении населения в свою веру, особенно в регионах, подозреваемых в ереси, там множится строительство мечетей и туда направляются надежные «агенты культа», имамы и проповедники. Эти меры сопровождаются активной деятельностью по выявлению и преследованию всех форм ереси и безбожия. В этом смысле, некоторые мистические братства смогли снискать благосклонность султанов «духовным охватом» пограничных гарнизонов и действующей армии, стимулируя и направляя боевой дух солдат.

Все это отнюдь не означало, что все подданные Империи должны были принимать исламскую веру. Христиане и иудеи, называвшиеся «книжниками» (эхль алъ-китаб), имели статус, предусмотренный исламским законом (шариатом): он признает их место в государстве, их право свободно исповедовать свою веру, но он удерживает их в условиях сегрегации по отношению к правоверным. Религия, таким образом, представляет собой не только систему вероисповедания, совокупность религиозных обычаев и организацию общин. Это также основа личности человека, первейший объект верности, единственный источник легитимного права.

Помимо общего рассмотрения темы, в этой главе сделана попытка уточнить, в чем состоит специфика мусульманского вероисповедания во времена существования Османской империи; особое значение придается паломничеству и празднику рамадана. Здесь конструируется картина различных персонажей религиозной жизни и затрагиваются такие специфические темы, как суфизм, статус немусульманского населения («книжники»), обращение в ислам. Наконец, говорится о местах культа и о механизме действия оригинального института — благотворительных учреждений, или вакф.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Соборное уложение 1649 года
В 1649 году царь Алексей сам принялся за дела правления. По его личному указанию был составлен свод законов – Соборное Уложение. Молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была о ...

Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
Шах Сулейман (1666—1694) и особенно возведенный на престол евнухами гарема шах Султан Хосейн (1694—1722), о котором русский посол Артемий Волынский писал, что такого дурачка даже среди простонародья редко «можно сыскать, не токмо из корон ...

« Союз трех императоров»
Внешняя политика Александра не случайно принесла ему титул « Миротворец» : в его правление страна не вела ни одной войны. В 80- е гг. Россия сохранила свои внешнеполитические приоритеты. Однако расстановка сил стремительно менялась. Всту ...