Отныне Османская империя полностью идентифицируется с исламом, и раз так, ей предназначено распространиться на весь мир, по мере того как «территория войны» (дар аль-харб) будет сокращаться в пользу «территории ислама» (дар алъ-ислам). Сунитская позиция султанов проявляется в вовлечении населения в свою веру, особенно в регионах, подозреваемых в ереси, там множится строительство мечетей и туда направляются надежные «агенты культа», имамы и проповедники. Эти меры сопровождаются активной деятельностью по выявлению и преследованию всех форм ереси и безбожия. В этом смысле, некоторые мистические братства смогли снискать благосклонность султанов «духовным охватом» пограничных гарнизонов и действующей армии, стимулируя и направляя боевой дух солдат.

Все это отнюдь не означало, что все подданные Империи должны были принимать исламскую веру. Христиане и иудеи, называвшиеся «книжниками» (эхль алъ-китаб), имели статус, предусмотренный исламским законом (шариатом): он признает их место в государстве, их право свободно исповедовать свою веру, но он удерживает их в условиях сегрегации по отношению к правоверным. Религия, таким образом, представляет собой не только систему вероисповедания, совокупность религиозных обычаев и организацию общин. Это также основа личности человека, первейший объект верности, единственный источник легитимного права.

Помимо общего рассмотрения темы, в этой главе сделана попытка уточнить, в чем состоит специфика мусульманского вероисповедания во времена существования Османской империи; особое значение придается паломничеству и празднику рамадана. Здесь конструируется картина различных персонажей религиозной жизни и затрагиваются такие специфические темы, как суфизм, статус немусульманского населения («книжники»), обращение в ислам. Наконец, говорится о местах культа и о механизме действия оригинального института — благотворительных учреждений, или вакф.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Первая империя во Франции.
В 1803 г. Европа в состоянии мира и первым консулом был Наполеон. Мог заняться укрепления своего режима. Целью которого было формирования политического порядка, который бы устраивал новую буржуазию. Было покончено с остатками якобинцев. А ...

После свержения.
15-19 августа 1979 года народно-революционный трибунал Кампучии разбирал дело по обвинению "клики Пол Пота - Иенг Сари" в геноциде. Пол Пот и Иенг Сари были признаны виновными и заочно приговорены к смертной казни. Полпотовцы о ...

Отношение Ришелье к сословиям по «Политическому Завещанию»
В «Политическом завещании» Ришелье достаточно четко сформулировал свое отношение к сословиям. По его мнению «дворянство надо рассматривать, как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению ...