Наполеон, бесспорно, проводил политику в интересах нового правящего класса - класса буржуазии, которой нужна была твердая шпага для противостояния многочисленным опасностям справа и слева (плебейским массам города и деревни - с одной стороны; Бурбонам - с другой). В сущности, именно такую политику пыталась проводить и Директория - но уж очень неустойчив был ее режим, и слишком низок был ее авторитет. Вот почему французская буржуазия сделала ставку на военного диктатора, который должен был проводить нужную ей политику внутри страны и за ее пределами. Щирі привітання з днем народження чоловіка від свекрухи

Через четыре года, после революции, власть императора стала практически безграничной.[6] Наполеон основал собственную монархию.

18 мая 1804 г. (28 флореаля XII г.) водился сенатус-консульт, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором Французской республики. А уже 2 декабря, в парижском соборе Нотр-Дам, прошла коронация Наполеона I Бонапарта в монарха Франции.

Императорский сан провозглашался наследственным и передавался от отца к сыну, по линии кровного родства и законному потомству Наполеона Бонапарта но только по мужской линии в порядке первородства, с постоянным исключением женщин и их потомства.

С момента возникновения, империя Наполеона I была полна парадоксов. С одной стороны, Бонапарт пытался ни в чем не отстать от остальных монархов Европы. С другой стороны, империя Наполеона I в корне отличалась от привычной монархии других государств.

Разница проявлялась во многих отношениях, но, прежде всего, в происхождении и характере власти Наполеона. Почему же он пользовался такой популярностью в своей стране не только в годы правления, но и много лет после? Думается, причина – в последовательной, разумной и взвешенной внутренней политике императора. Народ устал от произвола и неприкрытого грабежа "пламенных революционеров" 1789 года, потому режим, который принято считать диктатурой, воспринял как облегчение.

Тем более что в империи Наполеона отсутствовал самый неприятный элемент диктатуры – беззаконие.

Император не мог на долгое время удалиться в поход за пределы государства, не оставив на страже своей власти надежные правовые нормы, которые бы не вызывали возмущения. Нельзя было обмануть ожидания многочисленной части населения, которая брала Бастилию, чтобы из безликого "третьего сословия" превратиться в реальную общественную силу и заняться своим главным делом – торговлей, промышленностью и обогащением.

Не зря именно зажиточное крестьянство и буржуазия стали внутренней опорой режима Наполеона. Ведь Наполеон обещал им среди прочих свобод свободу владения и распоряжения частной собственностью (это только советский человек считался свободным, пока не имел ничего). Принципы неприкосновенности частной собственности стали одними из первых деклараций Французской революции. В их развитие статья 545 Кодекса Наполеона утверждает: "Никто не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное вознаграждение".

Этот документ называли революционным для своего времени. И не только потому, что он появился на свет как прямой результат революции. Революционной была его суть: "всякий француз пользуется гражданским правом" (статья 8).

В Кодексе Наполеона нашла свое классическое выражение форма гражданского права страны победившей буржуазной революции, рыночной экономики и развитого гражданского общества. Поэтому Кодекс сыграл исключительно важную роль в разработке и утверждении принципов нового гражданского права в законодательстве многих стран, например, Италии, Бельгии, Нидерландов, Польши, Швейцарии и других, всего более 70-ти.

14 июля 1804 г., в год провозглашения империи, Праздник Революционных дней, был отмечен с необыкновенной пышностью и торжеством. Все это можно было бы воспринимать как политическую демагогию, но именно на это, прежде всего, обращают внимание историки. В этой демагогии было не только стремление одурачить широкие массы. Провозглашение империи произошло по средством всенародного голосования - плебисцита. Говоря другими словами, Наполеон обращался к народу за помощью, и тот как бы доверял ему и его потомству власть над собой.

Данный жест был единственный способ утвердить легитимность императорской власти. Так как в отличие от других монархов, получавших власть по наследству, Наполеон сам сделал себя императором. Даже когда Папа римский Пий VII, по традиции, венчал Наполеона на царство, то во время церемонии водружения короны, Наполеон выхватил ее из рук папы и сам водрузил ее себе на голову, тем самым как бы подчеркнув, что он сделал себя сам императором. Бонапарт захватил власть в результате государственного переворота, а не получил по наследству, и чтобы доказать, что она не менее, а даже более законна, чем власть любого монарха, он использовал принцип народовластия – был объявлен Императором Великой французской революции. Этот принцип гласил, что народ является источником всякой власти в государстве и что никакая власть не может быть законна без одобрения народа и обретя его, Данной Клятвой, Император, как бы подчеркивал свое единство с народом, революцией, и принципиальным отличием от других монархических государств. Эта связь выражалась в политике, которую проводил император Наполеон I.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Начало реформ Екатерины II.
Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. В последствии в своих мемуарах она вспоминала: «В 1762 году при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии ...

Механизм управления земством
Немаловажную роль в стремлении правительства сохранить контроль над земским самоуправлением отводилась бюрократической опеке над земствами. Каждый их шаг - будь то выборы гласных, определение источников финансирования, способы решения воп ...

Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского ...