Торговые связи для далматинского города значили не меньше, чем ремесленное производство. На местных рынках продавался скот, мясные туши, кожи, сыр, мед, воск, вино, сушеные фрукты, лес и смола, шерсть и сукно, хлеб и соль. При этом единственным продуктом местного производства, торговля которым приобрела европейский характер, являлась соль. Спрос не неё предъявляли и балканское скотоводство и итальянский рынок. Значительный размах приобрела в Далмации дальняя и транзитная торговля. С её помощью горожане нередко удовлетворяли самые насущные потребности, например, в хлебе. Особенно активно велась транзитная торговля скотом и продуктами скотоводства. Обширные скотоводческие районы, во много раз превосходившие округу любого далматинского города, оказывали самое глубокое воздействие на экономику далматинских городов своим постоянным спросом на соль и массами пригоняемого к побережью скота. Это воздействие сказалось на городском ремесле, вызвав к жизни гипертрофию кожевенного дела, оно сказалось на промыслах, стимулировав добычу соли, и в значительно степени определило характер далматинского экспорта. До конца XIV в. скот, мясо, кожи и сыр были основными товарами, который Босния в крупных масштабах вывозила через далматинские порты. На важнейших путях перевалочной торговли находился Сплит, связанный с Боснией через Клисский перевал.

Преобладание внешней, дальней торговли в балансе рыночных связей города определялось еще и вниманием, которым она пользовалась среди местного купечества. Местная торговля никогда не могла обеспечить купцам тех прибылей, которые они получили бы в торговле внешней[46]. Поэтому все социальные элементы, могущие принять участие в торговле, не только состоятельные купцы, нобили, судовладельцы, но и рядовые горожане стремились вложить средства в дальние торговые экспедиции. Долевое участие в судовладении, торговых компаниях и ростовщическом кредите приобрело в далматинских городах широкий размах[47]. Система распределения прибыли между кредитором и купцом, по которой большая часть доставалась купцу, вызывала приток торговцев и судовладельцев из соседних итальянских областей (где норма раздела была обратной)[48]. С торговлей был связан и другой важный источник доходов для массы городского населения в Далмации – фрахт. Перевозка грузов была дорогой – расходы на постройку судна возмещались обычно в течении одного года[49].

Подобные материалы:

Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления
Очень высокие результаты имела земская статистика. Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с "Положением" земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специ ...

Рабство в Древней Индии. Положение рабов в Древней Индии по «Законам Ману»
«Законы Ману» – сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга – общественного, религиозного и морального. Рабам в законах отводится свое место, называют их даса. Естественно, что в тот период основным источником ...

Основные понятия
Племя Язычество. Христианство, православие, крещение, митрополит. Мозаика, фреска. Славянская письменность, глаголица, кириллица (Кирилл и Мефодий). Летопись. Норманнская теория Вече. Варяги. Князь. Дружина. Вотчина. Смерд, рядович, заку ...