Заупокойный храм царицы Хатшепсут выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, восходящих ступенями друг над другом и объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм как бы врастает в толщу скал, к которым он примыкает.

Мерный и строгий ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит свой отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, будто естественно расширившей и дополнившей творение Сенмута - строителя этого ансамбля.

Неотъемлемую часть храма составляли рельефы и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние торжественные, спокойные шествия.

Связи с другими странами пробудили интерес к далеким краям, и этот интерес нашел воплощение в искусстве. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри повествуют о путешествиях, иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание. Прежнее построчное построение в рельефе перемежается с композиционно сложными группами. [3]

Рис.7 "Рельеф. Богиня Хатхор и Гор"

Свой храм царица поставила рядом с храмом фараона XI династии Ментухотепа I, он повторял сочетание пирамиды и колоннад, но был более грандиозным, с множеством террас и статуй. Внутри полы отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери - из кедрового дерева, с инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имеют росписи, для прочности и яркости красок они покрывались "пульверизированным стеклом". Статуи инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать глинобитные стены плетеными циновками. Пальмовидные капители - прообраз ионических капителей Древней Греции - украшались глазурованными плитками и деталями из позолоченной бронзы. Росписи полов часто имитировали нильские заросли с цветущими лотосами и порхающими птицами. Египетским искусством был создан особый тип углубленного в плоскость рельефа.

Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на поверхности, вдоль контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость - при освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство - иллюзию пространства. Нужно провести рукой по поверхности египетского рельефа, чтобы ощутить тончайшие подъемы и углубления, едва уловимое волнение поверхности, понять осязательный принцип работы мастера. [4]

Подобные материалы:

Кризисы власти
Апрельский кризис. От Февраля к Октябрю сменилось четыре правительства. Три из них были коалиционными. Лишь первые два были у власти по два месяца. Остальные продержались по месяцу. А между ними – чередующиеся глубокие кризисы власти, от ...

Состояние России к началу царствования Ивана Грозного.
В 30-х годах XVI века Василий III завершил объединение земель вокруг Москвы. Изменилась территория и численность населения страны. Что же “досталось” Иоанну в “наследство” от отца? Хотелось бы рассмотреть отдельно каждое направление, даб ...

Становление Твери как центра Тверского губернии
Первое поселение на месте нынешнего города возникло на рубеже IX-X веков. Город Тверь возник на месте ремесленно-торговых поселений близ монастыря, недалеко от устья реки Тверцы на мысу при впадении реки Тьмаки в Волгу в XII веке. В 1164 ...