Заупокойный храм царицы Хатшепсут выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, восходящих ступенями друг над другом и объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм как бы врастает в толщу скал, к которым он примыкает.

Мерный и строгий ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит свой отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, будто естественно расширившей и дополнившей творение Сенмута - строителя этого ансамбля.

Неотъемлемую часть храма составляли рельефы и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние торжественные, спокойные шествия.

Связи с другими странами пробудили интерес к далеким краям, и этот интерес нашел воплощение в искусстве. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри повествуют о путешествиях, иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание. Прежнее построчное построение в рельефе перемежается с композиционно сложными группами. [3]

Рис.7 "Рельеф. Богиня Хатхор и Гор"

Свой храм царица поставила рядом с храмом фараона XI династии Ментухотепа I, он повторял сочетание пирамиды и колоннад, но был более грандиозным, с множеством террас и статуй. Внутри полы отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери - из кедрового дерева, с инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имеют росписи, для прочности и яркости красок они покрывались "пульверизированным стеклом". Статуи инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать глинобитные стены плетеными циновками. Пальмовидные капители - прообраз ионических капителей Древней Греции - украшались глазурованными плитками и деталями из позолоченной бронзы. Росписи полов часто имитировали нильские заросли с цветущими лотосами и порхающими птицами. Египетским искусством был создан особый тип углубленного в плоскость рельефа.

Ощущение прочности, вечности материала не позволяло воображению мастера проникать в глубину камня и сосредоточивало его пластические ощущения на поверхности, вдоль контурных линий. Рельеф углублялся в плоскость - при освещении сверху или сбоку, особенно на ярком тропическом солнце, светотень создавала игру светлых и темных контуров, а осязательное чувство - иллюзию пространства. Нужно провести рукой по поверхности египетского рельефа, чтобы ощутить тончайшие подъемы и углубления, едва уловимое волнение поверхности, понять осязательный принцип работы мастера. [4]

Подобные материалы:

Узловые проблемы французской истории.
Что такое феодализм? Средневековая культура, её возникновение. Возникновение капитализма. Великая французская буржуазная революция (XVII век). ...

Культура нового времени.
1.Коперниканская научная революция. 2.Научная кортина мира Рене Декара. 3.Прсвещение и просветительство. 4.Наука как феномен культуры. 1543 год - книга Коперника : сформулировал гелиоцентричес- кую систему мира. 1633 год - Галилео Га ...

Ослабление и распад Сефевидского государства. Иран под властью афганцев и Надир-шаха
Шах Сулейман (1666—1694) и особенно возведенный на престол евнухами гарема шах Султан Хосейн (1694—1722), о котором русский посол Артемий Волынский писал, что такого дурачка даже среди простонародья редко «можно сыскать, не токмо из корон ...