Известно, что в древности на среднем Иртыше жило племя угров — «сипиры», или «сыбыры». Позднее часть его под напором тюркских племен ушла на север. Оставшиеся смешались с пришельцами-тюрками.

До сих пор на Иртыше бытуют легенды о сыбырах. В одной из них говорится: «Однажды с севера надвинулись туманы, наползли тучи, пошли проливные дожди, земля пропиталась влагой, реки и озера вышли из берегов, а из земли стали расти «рога» (то есть край начал покрываться таежным лесом). Вместе с непогодой на благодатную страну сыбыров обрушились полчища мошки, комаров, мух, оводов — они буквально доводили маленький народ до исступления. Собрались племена сыбыров на большой совет и решили уйти со всем своим имуществом, со стадами скота на юг, чтобы найти для жизни те же самые условия, в которых они жили на своей родине. Однако часть сыбыров не захотела покинуть земли своих предков, древние поселения и могилы отцов. И вот племена раскололись на две части: первая из них ушла куда-то на юг, вторая осталась. Но долго прожить тут оставшиеся не могли. Зудящая нечисть, от которой не помогали дымы костров, вновь набросилась на людей. Не выдержали сыбыры. Собрались они все вместе и бросились в воды озер и рек, где и нашли свой трагический конец».

Местные жители до сих пор чтят память о сыбырах — славных людях, так любивших свою родину, что предпочли смерть уходу в чужие благодатные земли.

В XIII—XIV веках территорию, которую ранее населяли сыбыры, стали называть Сыбыр (в русском произношении — Сибирь). Позднее этот термин перенесли на все земли от Урала до Тихого океана.

Первым правителем Сибирского ханства, по преданию, был Мамет, происходивший из местного знатного рода Тайбуги.

Со временем территория Сибирского ханства значительно увеличилась. К середине XVI века в него были включены улусы барабинских татар. Дань (она по-прежнему называлась ясаком) во многом сохраняла черты военной добычи. Размеры ее не определялись. Иногда наезд ханских сборщиков разорял «черных людей» так же, как и вражеское нашествие. Зависимость от сибирского хана признали и чаты. Эта зависимость была крайне непрочной и держалась силой оружия.

Местные князьки имели право сбора ясака с населения своих улусов. По свидетельству летописи, они собирали «соболи и лисицы и прочих зверей и рыб» и передавали ханским сборщикам или отправляли в Кашлык с провожатыми.

До недавнего времени считалось, что заселение Сибири началось около 20— 30 тысяч лет тому назад и шло по трем направлениям — из Средней Азии, Восточной Европы и Центральной Азии. Однако раскопки археологов на берегу р. Улалинки в Горно-Алтайске позволили сделать вывод, что человек в Сибири и, в частности, на Алтае появился еще в доледниковый период, более 600 тысяч лет тому назад, то есть, возможно, даже раньше, чем в Западной Европе. Древнейшие люди пользовались примитивными каменными орудиями, вели подвижный образ жизни и постепенно заселяли соседние с Алтаем области.

В VII—VI веках до нашей эры на территорию Сибирского Приобья проникают северные лесные племена, принесшие свои хозяйственные традиции. Пришельцы смешались с местным населением, передав ему некоторые элементы своей культуры. В связи с этим возросло значение рыбной ловли и охоты, несколько потеснивших скотоводство[1].

Подобные материалы:

Культура ХХ века.
На примере Сальвадора Дали. 1929г. представляет картину связанную со своей семьей. Картина "Я плюю на свою мать". Сюрреализм одно из направлений модернизма.Художник должен создавать другую реальность, отражающую его мировосприя ...

Развитие городов и ремесла.
Тенденция перенесения центра развития с севера на юг была присуща и городской жизни. Сунское время отмечено ростом го­рода как средоточия культуры, ремесла и торговли. Четче, чем прежде, выявился процесс обособления города от деревни. По­ ...

Александр Невский: Русь и Орда
Вторая половина жизни Александра обычно освещается крайне скудно. Именно в это время впервые князю было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях. Тем самым русский князь был включен в ордынскую систему жесткого вертика ...