История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен ма­териал, из которого преимущественно изготовляли орудия тру­да в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это по­зволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблаго­приятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-об­щинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй харак­теризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем раз­вития производительных сил, особенно орудий труда.

Каменный век (палеолит)[1]

подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандер­тальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько де­сятков особей. Первобытное человеческое стадо было древней­шей формой общественного бытия. Оно сменило зоологичес­кие объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обра­ботки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того време­ни на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулкани­ческое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетель­ствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с проч­ностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, ког­да человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объек­тами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пе­щерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользо­вались, но добывать его еще не умели.

Эпоха мезолита[2] (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: чело­века небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми над­бровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое из­менение климата, неоднократные наступления ледников, до­ходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Па­мятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек за­селяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превра­тило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь спо­собствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились об­щественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, воз­никают зачатки искусства.

Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысяче­летия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым време­нем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Есте­ственный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым кли­матом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — Homo Sapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — Homo Habilis (человек уме­лый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо боль­ший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников ко­пий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабаты­вать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научи­лись шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших живот­ных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобыт­ная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобыт­ная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет род­ства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, по­скольку прокормиться можно было только в большом коллек­тиве. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а поня­тие отцовства в общественном смысле не осознавалось, прида­вало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели до­машнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело нема­лое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль жен­щины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Ко­стёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-живот­ному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы по­зднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Эпоха дворцовых переворотов второй четверти XVIII века
Важнейшим результатом реформ Петра I было расширение экономических и культурных связей с Западной Европой. Дворянство получило возможность более полно реализовывать свои финансовые и хозяйственные интересы. Для увеличения доходности своих ...

Социально-экономическое развитие италии и последствия итальянских войн
В Италии элементы раннекапиталистических отношений появились уже в XIV — XV вв., т, е. значительно раньше, чем в других странах Западной Европы. От средневековья Италия унаследовала раздробленность и неравномерность развития: резко выдел ...

Образование и грамотность
После принятия в 1804 г. «Устава учебных заведений» территория Урала вошла в состав Казанского учебного округа. К 1861 г. в каждом уездном городе края были открыты приходские училища. Уездных училищ стало 26. На базе главных народных учил ...