«Домострой» — свод старинных русских житейских правил, основанных на христианском мировоззрении, был важным источником правил поведения в семье и обществе в целом в допетровский период. Это одно из самых знаменитых произведений, созданных во времена царя Иоанна Грозного.

Многие десятилетия слово “домострой” было синонимом консервативного уклада жизни, а "домостроевщина" ассоциировалась с принуждением женщины в домашнем быту, с жестокостью воспитания, с личной несвободой человека. Известный философ Н. Бердяев в своей самой знаменитой работе "Русская идея" писал о "гнусной морали "Домостроя", позорящей русский народ", а христианские идеи, утверждаемые в "отвратительном "Домострое", - называл "извращением христианства".

Однако для своего времени «Домострой» был явлением прогрессивным. Он был не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства.

Но главное - это то, что «Домострой» содержит в себе рассказ о высоких моральных устоях, которые укрепляли семью, дом, а значит - общество и государство. В нем, как писал Иван Сергеевич Шмелев, "заложены человеческие вечные ценности, а самое главное, здравый смысл".

“Домострой» регламентировал жизнь русского общества середины ХVI - ХVII вв. Его автором считается священник Сильвестр (год рождения не известен), уроженец Новгорода. Здесь, на родине, будучи сам иконописцем и серебряных дел мастером, он учил будущих иконников, каллиграфов, певчих и других мастеровых. В 1542 г. вместе с митрополитом Макарием он приехал в Москву и стал доверенным человеком царя Иоанна Грозного. В 1560 г. между ними произошел разрыв, и Сильвестр, удалившийся от царского двора, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридон. Сюда же он перевез свою келейную библиотеку. Скончался Сильвестр в конце 70-х годов XVI века.

Священник Сильвестр был ярким проповедником и писателем, автором "Жития княгини Ольги" и знаменитого "Домостроя". "Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину - мужу, жене, и чадам, и рабам, и рабыням" - так полностью называется произведение. Предназначалось оно, в первую очередь, зажиточным слоям населения: дворянству и купечеству.

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия. Возвышение дворянства связано с царствованием Ивана Грозного, взявшего курс на построение централизованной монархии с опорой на дворянство, что подразумевало борьбу со старой (боярской) аристократией.

Дворянство составляли как потомки прежних старших дружинников, так и земские бояре, и удельные князья, лишившиеся своих уделов и поступившие на службу к московским государям. Со времени Ивана Васильевича они стали делиться на три разряда: 1) московских дворян; 2) жильцов; 3) городовых дворян. Московскими дворянами назывались те, которые, хотя и состояли на службе в Москве, не имели в Московском уезде вотчин.

Целью

данной работы является: показать особенности быта и нравов московских дворян в эпоху Домостроя.

Подобные материалы:

Мудрая политика королей Ле
Итак, для страны Юга, добившейся, наконец, независимости от Китая, начался мирный этап развития. Этап, на котором рост страны больше не сдерживался иноземными наместниками, этап, на котором государство Дайвьет больше не подвергалось систе ...

Внутреннее положение в конце V в.
Усиление эксплуатации народных масс тяжело отражалось на хозяйстве общинников. Источники рассказывают о том, что в царствование Бахрама V Гора (421–438 или 439) в Иране у многих крестьян не было рабочего скота и семян для посева. Разоренн ...

Основные понятия
Новая экономическая политика (НЭП). Продналог. Хозрасчет. Концессия. Синдикат, трест. План ГОЭЛРО. Индустриализация. Коллективизация, колхоз, двадцатипятитысячник, «великий перелом». Пятилетка. Ударник. Стахановское движение. Авторитариз ...