К 1271 г. монголы завоевали весь Китай, а Хубилай взошел на престол, основав династию Юань. Добившись желаемого, Хубилай вспомнил и об оставшемся непокоренным государстве Юга, и о соседе Дайвьета - Тьямпе, поход против которой в 1282 г. также успехом не увенчался. Юани планировали превратить Тьямпу в плацдарм для развертывания экспансии в странах Южных морей. Но, поскольку Тьямпа была отделена от Китая территорией Дайвьета, завоевание ее без завоевания Древнего Вьета было невозможным. По мере нарастания угрозы на севере, пришедшая в 1225 г. к власти династия Чан, осознававшая неизбежность повторного монгольского вторжения, готовилась к войне.

Все вооруженные силы Вьетнама были сосредоточены под командованием еще одного выдающегося вьетнамского полководца - Чан Хынг Дао. Армия Чан Хынг Дао умело вела бой: не давая генерального сражения, она громила силы монголов и китайцев. В боях погибло множество китайских и монгольских военачальников, в том числе и предводитель монгольского похода - сын знаменитого хана Хубилая - Сагату. После этого монголы предприняли еще 2 попытки покорить неуступчивый Вьетнам, но ни один их поход не увенчался успехом. Более того, когда в 1288 г. на р. Батьданг состоялось решающее сражение, монголы потерпели сокрушительное поражение от Чан Хынг Дао, потеряв при этом 500 (!) кораблей. Год спустя был подписан мирный договор, а имя Чан Хынг Дао вошло в когорту славных имен борцов за свободу и независимость вьетнамского народа. Так, непобедимые монголы, истоптавшие земли половины мира, покинули страну Юга несолоно хлебавши. День победы над монголами ежегодно отмечается во Вьетнаме, как национальный праздник.

В истории вьетнамского сопротивления фигура великого Чан Хынг Дао всегда вызывала особый интерес. Этот человек не просто сумел отвести угрозу от вьетнамских границ, не просто в очередной раз восславил силу вьетнамского народа - он оставил своим потомкам важные наставления, касающиеся военного дела и просто человеческих отношений. Когда в 1300 г. король Чан Ань Тонг посетил его, дабы задать один-единственный вопрос: «что делать, если на страну вновь нападут с севера», великий полководец заметил: «Враг воюет числом, наше же искусство состоит в том, чтобы малым одолеть великое». «Когда захватчик наступает, как пожар и ураган, победить его нетрудно», - наставлял правителя Чан Хынг Дао, - «А вот если он терпелив, как шелковичный червь, обгрызающий листья тутового дерева, если он действует не спеша…, не стремится к быстрой победе, нужно найти хороших полководцев, обдумывать каждый шаг, как при игре в шахматы». Чан призывал соотечественников к выдержке, говорил о необходимости воспитания умения объединить свои усилия в случае внешней угрозы. Армия, по его мнению, должна быть единой и дружной: важно, чтобы солдаты и офицеры относились друг к другу как отцы и дети, государю же вменялось беречь силы народа, чтобы «иметь крепкие корни, которые прочно удерживают дерево». Чан Хынг Дао скончался вскоре после этой встречи, однако наследие его осталось жить в веках. Вьетнамский народ, который и по сей день бережно хранит память об этом выдающемся военачальнике, в самые трудные моменты своей истории, перед лицом неоднократной внешней угрозы, объединял свои усилия и оказывал захватчикам ожесточенное сопротивление. Вьетнамцы свято чтят имена всех полководцев, благодаря которым их «корни» прочны настолько, что этот народ не смогла сломить никакая агрессия. Каноны ведения войны, изложенные Чан Хынг Дао и применяемые им на поле боя, вьетнамцы не раз использовали в бою. Эти умения, которые вьетнамский народ пронес через поколения, впоследствии пригодились ему в период войны с американскими агрессорами. Вьетнамские партизаны умело применяли тактику Чан Хынг Дао, навязывая американцам частые стычки, без генерального сражения, в котором американское оружие могло бы проявить себя во всей своей «красе». Однако вьетнамцы, объединившись, смогли малым победить великое, как и завещал Чан Хынг Дао. Однако до великой победы вьетнамского народа над американцами было еще далеко, а уже в начале XV в. вьетам вновь представилась возможность проявить себя в бою - над вьетскими землями вновь нависла китайская угроза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные материалы:

Крестовые Походы.
В X веке в Европе началось религиозное возрождение. Распространяется монашеское движение. В монастыре "Клюни" зарождается клюнийское движение. Они выдвигали следующие требования: ¨ Введение целибата (безбрачие, духовенство) ...

Россия, СССР в 1920-1930-е гг.. Ключевые даты и события
Установление дипломатических отношений РСФСР с соседними государствами: 1920 г. - подписание мирных договоров с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией; 1921 г. - подписание Рижского мирного договора с Польшей (март), мирных договоров с И ...

Характеристика населения Евпатории второй половины XIX века. Численность населения
Чтобы лучше понять характер населения Евпаторийского уезда, нужно иметь представление о политике заселения Таврической губернии вообще, проводимой русским правительством. Итак, по Кучук – Кайнарджийскому миру (1774г) Россия приобрела кре ...