Развитие городов и ремесла.
Тенденция перенесения центра развития с севера на юг была присуща и городской жизни. Сунское время отмечено ростом города как средоточия культуры, ремесла и торговли. Четче, чем прежде, выявился процесс обособления города от деревни. Повсюду возникали новые и разрастались старинные поселения. Наряду с крупными центрами, такими, как Кайфын, Ханчжоу, Чэнду и Учан, складывались и новые торгово-ремесленные посады (чжэнь), выраставшие как «внешние города».
Высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати возводились в два-три этажа. В крупных городах было хорошо налажено городское хозяйство: специальные цехи доставляли воду, чистили город от мусора и нечистот, несли пожарную службу. Это было тем более важно, что в столицах Кайфыне и Ханчжоу жило по несколько сотен тысяч горожан.
В XI в. добыча меди в Китае возросла в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды — в 12 раз. Расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов. С применением каменного угля и химических реактивов, а также гидрометаллургическим методом выплавлялась медь. Кузнечных дел мастера изготовляли из металла оружие, ножи, гвозди, обручи, посуду. Мастерство сунских промысловиков и ремесленников достигло высокого уровня.
Десятками видов шелковых тканей славился Юг. Там же возник уникальный способ ткачества декоративных панно. В XI в. с освоением новой для Китая культуры хлопка появились станки для его очистки и изготовления ткани из хлопковой нити (без примеси льна или конопли). Усовершенствовалась техника производства керамических и фарфоровых изделий. Китай того времени особо славился зеленоватыми или серо-голубыми сосудами (селадонами) и изделиями с причудливым декором сетчатых подглазурных трещин (кракле).
На улицах города лепились бесчисленные мастерские по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши для письма, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т.д.
Основным типом ремесленного предприятия, как и в прежние эпохи, была мастерская-лавка. Ремесленник, трудившийся здесь вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками, сам же и сбывал товары. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., сообщал, что в мастерских в ремесленных кварталах работало 10, а иногда и 40 человек. В сунское время вхождение ремесленников в цехи стало почти обязательным. Государственная казна пыталась приспособить этот институт в фискальных целях и принуждала объединяться в цехи даже уличных гадателей, водоносов, банщиков и т.п.
В XIII в. в Ханчжоу насчитывалось 414 цехов со своей иерархией. Там, как правило, цехи (ханы) тоже были смешанного типа — торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как оптовая торговля рисом и скотом, возникали влиятельные чисто купеческие объединения. Членом хана обычно был глава семьи, хотя ремеслом занималась вся семья. Цеховое право регламентировало число подмастерьев и учеников на одно хозяйство, определяло вступительные взносы в цех (равные для всех мастеров), условия работы и ее оплаты, а также цены на готовые изделия. Передача на сторону цеховых секретов запрещалась. В торгово-ремесленных кварталах торговля шла даже ночью. Цех имел собственные праздники и культы, защищал интересы мастеров, помогал своим в случае болезни или похорон. Старшина и казначеи были обязаны взимать штрафы, отвечали за уплату налогов, выполнение казенных заказов и трудовых повинностей.
Ханы обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением и находились под неусыпным контролем государства. Казна упрочила свою монополию на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и продажу чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские сосредоточивались в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых и особенно в столицах Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы, где ремесленники работали на условиях выполнения повинностей или принудительного найма. Продукция этих мастерских удовлетворяла потребности императора и высшей знати, шла на оснащение армии, в счет уплаты дани чжур-чжэням и киданям и частично на внешний рынок.
Подобные материалы:
Сиамская агрессия 1784-1785 гг.
Итак, будучи не в силах самостоятельно справиться с Тэйшонами, Нгуен Ань, стоявший во главе реакционно настроенной южновьетнамской феодальной клики, был вынужден ступить на путь предательства: он призвал на помощь Сиам. Представитель клан ...
Полководец, военачальник
В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 9 ...
Родственники
Среди крестьян и торговцев обычно дети старших и младших братьев, как и замужних сестер, звались племянниками, и к ним ко всем относились одинаково.
Самураям же не подобало "поступать" так. Например, сына старшего брата, являющ ...