Культура времени Михаила Федоровича и Филарета, оставаясь во многом традиционной, испытала все же, как и политическая, хозяйственная жизнь, некоторые сдвиги. Появлялись новации, которые в комплексе с другими факторами развития, позволяют говорить о XVII веке как эпохе начала новой истории России. Если в хозяйстве появляются новые завязи, элементы буржуазных отношений, государственно-политическом плане – расцвет, хотя бы временный, сословно-представительного начала в лице земских соборов, то в культурной жизни – это начало демократизации, усиления западного влияния. В ряде случаев элементы нового выражены слабо, но за ними будущее. Смута «вытолкнула» к активной деятельности большие массы людей и они проявляли себя в деле спасения и восстановления Отечества, в политической жизни и в культуре. Если в предыдущие столетия главным субъектом культурной, духовной жизни были представители церкви, то в XVII веке выдвигается целая плеяда мастеров из среды дворян, приказных людей, посадского сословия. Будучи людьми верующими, они больше склонялись к светским сочинениям, мотивам. Они интересовались не только житиями святых, но и переживаниями, внутренним миром обыкновенных людей, мирян. Тем самым, церковный традициолизм в культуре дополнялся светскими сюжетами, стремлениями.

Все шире распространялась грамотность. Чтение, письмо, счетную премудрость передавали ученикам священники, дьячки, посадские грамотеи; по всей России трудились десятки таких учителей. Много книг издавал Печатный двор. Среди них – букварь Василия Бурцева (1634), стоивший одну копейку. Его тираж – несколько тысяч экземпляров, для того времени немалый. Появились и другие книги. В библиотеке царя Михаила, помимо духовных имелись сочинения Аристотеля, «О Троицком осадном сидении» и другие. Нужно сказать, в смутное время печатное дело, как и многое другое, было разрушено. Сгорел Печатный двор со всеми типографическими приспособлениями, мастера, оставшиеся в живых, разошлись по разным городам.

Приведенные данные говорят о том, что, несмотря на потрясения смутного времени, имелись и люди, знавшие хорошо «книжное учение», и те, кто умел это ценить (в данном случае правящие верхи во главе с молодым государем). Печатный двор к концу правления царя Михаила – крупное по тому времени предприятие: более полутора десятка работников разных специальностей, более десятка станков и другое типографское оборудование. К 1648 году, три года спустя после кончины Михаила, в типографии хранилось около одиннадцати с половиной тысяч экземпляров различных книг. Заметно продвинулись русские люди в накоплении научных знаний, технических навыков. Успешно работали они в металлообработке, литейном деле. Так русский мастер в 1615 году изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Часы на Спасской башне Московского Кремля сделали устюжские кузнецы крестьяне Вирачевы – дед, отец, внук, а проект подготовил англичанин Христофор Галлоуэй.

Русские мастера делали водяные двигатели для мануфактур. «Книга сошного письма»(1628-1629) дает указания о способах измерения земельных площадей; «Роспись» начала XVII века – об установке труб для подъема с разных глубин соляного раствора. Существовали руководства по изготовлению красок, олифы, чернил; травники, лечебники. Географические познания люди черпали из «Нового чертежа» (1627) – карты земель между Доном и Днепром, «Книги по Большому чертежу» - список городов и расстояний между ними. А «землепроходцы» и «мореходцы» в первой половине века прошли всю восточную Сибирь, Забайкалье, вышли к Тихому океану. Описания обширных пространств и их чертежи они присылали в Москву. А в статейных списках русские послы и их помощники сообщали сведения об иноземных государствах.

Усилиями властей послесмутной поры возобновляется по мере ликвидации разрухи, строительство в Москве и других городах. Приводятся в порядок кремлевские стены и башни; одна из них, Спасская, получает шатровое покрытие и меняет свой суровый крепостной облик на парадный, торжественный. В подмосковной усадьбе возводят церковь Покрова – в честь освобождения России от иноземцев захватчиков. Храм под тем же названием строит Д.М. Пожарский в своем Медведкове под Москвой. Замечательные шатровые здания появляются в Нижнем Новгороде, Угличе. Все они отличаются нарядностью декоративного убранства, изяществом, стройностью пропорций. Живописность и нарядность характерны и для жилых построек. Прежде всего, в этом плане следует отметить кремлевские царские терема. Фасады Теремного дворца украшены яркими цветными изразцами, резным белым камнем. Покрыт он золоченой крышей, окружен несколькими златоглавыми церквушками. Столь же красочно и внутреннее убранство дворца. С 1643 года начинается расширение патриаршего двора в Московском Кремле. В разных городах строят пятиглавые соборы. В целом в архитектуру той поры все решительней проникают светские реалистические черты, стремление к декоративности, отделке деталей.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Реформация и религиозные войны.
К началу XVI в. одними из основных положений католической церкви были: 1. Человек обладает свободой воли, которая позволяет ему выбирать между добром и злом. 2. Спасение может быть заслуженно добрыми делами. 3. Признаётся слабость чело ...

Внешняя политика Бисмарка. Колониальные захваты.
Выход на международную арену быстро крепнущей новой Германии с ее претензиями на гегемонию в Европе одновременно поставил перед правителями империи проблему поиска союзников. Причем таких, которые помогали бы держать в политической изоляц ...

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Екатерина Алексеевна - имя, полученное после принятия православия немецкой принцессой из скромного аристократического рода - Софьей Августой Фредерикой Ангальдт-Цербской. Выйдя замуж за Петра III, она приехала в Россию в 15-летнем возраст ...