Древнейшие следы человека на территории арктической Америки относятся к верхнему палеолиту или к мезолиту. Находки в районе города Фэрбенкса в Центральной Аляске датируются 15–20 тысячелетием до н.э. Древнейшая из обнаруженных в американской Арктике эскимосских культур – древнеберинго-морская – датируется последними веками до н.э. В этой культуре исключительное значение имела охота на морских животных. Жилища древнеберингоморцев, как правило, представляли собой прямоугольные полуземлянки с длинным и узким коридором. Собаководство отсутствовало. Очень своеобразен криволинейный орнамент, которым украшали гарпуны, а также костяные изделия.

Морской зверобойный промысел давал эскимосам все необходимое: мясо и жир служили пищей, шкура шла на изготовление одежды, обуви, утвари, Аля оборудования и утепления полуподземного жилища, на изготовление каяков (лодок), упряжи, ремней для гарпунов. Из кишок шили непромокаемую одежду, ими затягивали оконные рамы. Из сухожилий делали нитки. Сало морского зверя, сгорая в каменных лампах, давало свет и тепло. Кости кита использовались для сооружения остовов жилищ и крепления подземных ходов к ним. Не случайно в языке эскимосов понятия «жить» и «ловить в море зверя» совпадают.

Основным оружием эскимосов для морской охоты был гарпун с поворотным наконечником. Применялась копьеметалка. Морская и сухопутная охота, рыболовство и ловля птиц были занятиями мужчин. Женщины занимались собирательством, а также гребли на каяках при охоте на китов.

Большую часть пищи эскимосы ели в сыром виде, что предохраняло их от цинги. Наименование «эскимосы» происходит от индейского слова «эскимантьик», что означает «поедающие сырое мясо».

Основной социальной единицей являлось стойбище. Почти все его обитатели были связаны между собой родством или свойством. В целом эскимосское стойбище являлось соседской общиной, несущей в себе значительные родовые пережитки. У большинства эскимосов не было вождей, но всегда в стойбище один из старших, опытных охотников, особенно если он к тому же был шаманом, пользовался большим авторитетом. Его называли «знающий, думающий, советчик». Однако следовать его советам было не обязательно, и он не обладал властью заставить выполнить свои приказания.

Характерной формой эскимосского искусства является резьба по кости и рогу. Художественное творчество эскимосов находит также свое воплощение в орнаментации меховой одежды, в различных масках, изготовляемых для праздников, и узорах татуировки.

Религия эскимосов анимистическая, но включает также веру в безликую магическую силу, разлитую в природе. Сама по себе сила эта не добра и не зла, но очень опасна для людей, не умеющих с ней обращаться. Иногда она воплощается в образе мощного духа земли Пинга. Сила проявляет свое присутствие в явлениях природы и стихийных бедствиях. Кроме того, эскимосы верят в различных злых духов, которые вредят людям, насылая болезни и причиняя неудачи на охоте. Защитой от них служат разнообразные запреты, заклинания и амулеты. Большую роль в жизни эскимосов играли шаманы, которым «помогают духи». У эскимосов человек обычно становится шаманом по повелению духов, которые являлись своему избраннику во сне.

Подобные материалы:

Новгородская и Псковская феодальные республики
Великий Новгород был наиболее древним городом России и центром княжества Славии. Близость Новгорода к Балтийскому морю привела к экономическому отношению, он стал центром внешней и внутренней торговли. Это же фактор усложнял внешне - пол ...

Исход крестьян из деревни
Во время голода 1946–1947 гг. уход крестьянского люда из деревни усилился. В дальнейшем этот процесс нарастал и систематически подхлестывался непопулярными новациями, исходившими от правительства. С одной стороны, оно стремилось заставить ...

Возникновение университетов
В общей массе средневековых университетов выделяются так называемые "материнские". Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные универ ...