Для того чтобы понять характер и особенности политики Англии в отношении Югославии во время Второй мировой войны, остановимся подробнее на "балканской стратегии" У. Черчилля.

Причем необходимо отметить, что в современной историографии проблема практически не нашла серьезного комплексного освещения. Авторы, вне зависимости от своих убеждений и пристрастий, часто просто ограничиваются упоминанием о том, что у британского премьера У. Черчилля, который фактически определял дипломатический курс Великобритании в годы войны, были планы относительно Балкан. Хотя это было далеко не единственное направление приложения усилий британского внешнеполитического ведомства.

Феномен политического лидерства в кризисных ситуациях привлекает специалистов неординарностью руководителей государств, а также другими политическими, социальными, психологическими причинами появления данного явления. Особое выражение все это получило при осуществлении военных и дипломатических планов британского премьера в годы мирового конфликта. Основной заботой У. Черчилля в период войны, конечно, было проведение продуманной и сбалансированной внешней политики. Сам он нередко не до конца объективно оценивал существующие реалии и перспективы их развития. Это, в свою очередь, порождало некоторые непродуманные действия на международной арене. Особо актуальным является вопрос, что именно У. Черчилль и сотрудники Форин офиса понимали под Балканами, и какое практическое воплощение это нашло во внешнеполитической программе Лондона. С географической точки зрения на Балканском полуострове в конце 30-х - начале 40-х годов XX века находились несколько государств, а именно: Болгария, Албания, большая часть Греции, Югославия, Румыния и часть Турции. Но довольно часто географическое понимание той или иной области не совпадает с историко-культурным ареалом. Особенно, если это касается восприятия данной зоны в качестве стратегически важного для обеспечения собственной безопасности региона. По этой причине Балканы необходимо рассматривать именно с этих позиций.

Исследователи, говоря о британских действиях относительно этого района, как правило, не уточняют, что дипломаты включали в сферу интересов Лондона. Чаще всего при этом упоминается процентное соглашение между Черчиллем и Сталиным в октябре 1944 года. В данном соглашении, по существу являвшимся одним из завершающих этапов балканской политики Великобритании периода войны, речь шла о конкретных государствах региона. Так, влияние в Югославии делилось между Москвой и Лондоном поровну.

Можно утверждать, что политика британского правительства с начала войны имела в основании ряд принципов, основополагающим из которых было стремление сохранить за Британией статус великой мировой державы.

Исходя из этого, Черчилль и его советники на протяжении всех лет военного противостояния агрессорам искали возможность упрочить позиции Империи в различных регионах мира. Балканы и Югославия были ярким тому подтверждением.

Справедливости ради нужно отметить, что Черчилль, до вступления на пост главы кабинета и в первые годы, своего премьерства, не выделял балканские страны из более широкого региона Юго-Восточной Европы.

Соответственно сотрудники Форин офис также не концентрировали особого внимания на данном районе Европы. Постепенно, по мере изменения состояния дел на фронтах и внутри антигитлеровской коалиции, руководители Великобритании более конкретно сформулировали позицию Великобритании относительно Балкан. В первую очередь, речь шла о Греции и Югославии. Именно эти два государства, в соответствии с британской дипломатической программой, должны были впоследствии стать той базой, основываясь на которой, Лондон смог бы после войны противостоять не только Германии, но и СССР, и США. Югославия являлась крупнейшим государством региона. Контроль над данной территорией отвечал тактическим и стратегическим интересам Великобритании. Белград был заметным игроком на международной арене.

Хотя в большей степени это проявлялось в том, что великие державы использовали Югославию как арену для соперничества между собой. По этой причине после начала мирового конфликта Черчилль пытался наладить контакты с королевским правительством Югославии в эмиграции и с силами Сопротивления в оккупированной стране, где помимо борьбы с агрессорами в лице Германии и Италии, шла еще и ожесточенная и непримиримая гражданская война. Сложность и противоречивость положения подталкивала британское руководство к поиску оптимального или скорее приемлемого для Великобритании развития и исхода событий.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. Самая ранняя цивилизация на Земле
Шумер современный совсем непохож на то место, где когда-то цвета самая ранняя цивилизация человечества. Это место от Багдада до Персидского залива – однообразная равнина, созданная нанесенным илом от сезонных наводнений Тигра и Евфрата. Л ...

Социально-экономические отношения в Иране в XVIII в. Особенности государственного строя
В период управления страной Аббасом I наряду с увеличением фонда хассэ происходило наращивание государственного земельного фонда дивани. Последний предоставлялся на разных основаниях в кормление гражданской и военной элите, кочевым племен ...

Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт. С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания м ...