Интересы
Англии как определяющий элемент военной ситуации на Балканах. Балканская
стратегия У. ЧерчилляСтраница 1
Для того чтобы понять характер и особенности политики Англии в отношении Югославии во время Второй мировой войны, остановимся подробнее на "балканской стратегии" У. Черчилля.
Причем необходимо отметить, что в современной историографии проблема практически не нашла серьезного комплексного освещения. Авторы, вне зависимости от своих убеждений и пристрастий, часто просто ограничиваются упоминанием о том, что у британского премьера У. Черчилля, который фактически определял дипломатический курс Великобритании в годы войны, были планы относительно Балкан. Хотя это было далеко не единственное направление приложения усилий британского внешнеполитического ведомства.
Феномен политического лидерства в кризисных ситуациях привлекает специалистов неординарностью руководителей государств, а также другими политическими, социальными, психологическими причинами появления данного явления. Особое выражение все это получило при осуществлении военных и дипломатических планов британского премьера в годы мирового конфликта. Основной заботой У. Черчилля в период войны, конечно, было проведение продуманной и сбалансированной внешней политики. Сам он нередко не до конца объективно оценивал существующие реалии и перспективы их развития. Это, в свою очередь, порождало некоторые непродуманные действия на международной арене. Особо актуальным является вопрос, что именно У. Черчилль и сотрудники Форин офиса понимали под Балканами, и какое практическое воплощение это нашло во внешнеполитической программе Лондона. С географической точки зрения на Балканском полуострове в конце 30-х - начале 40-х годов XX века находились несколько государств, а именно: Болгария, Албания, большая часть Греции, Югославия, Румыния и часть Турции. Но довольно часто географическое понимание той или иной области не совпадает с историко-культурным ареалом. Особенно, если это касается восприятия данной зоны в качестве стратегически важного для обеспечения собственной безопасности региона. По этой причине Балканы необходимо рассматривать именно с этих позиций.
Исследователи, говоря о британских действиях относительно этого района, как правило, не уточняют, что дипломаты включали в сферу интересов Лондона. Чаще всего при этом упоминается процентное соглашение между Черчиллем и Сталиным в октябре 1944 года. В данном соглашении, по существу являвшимся одним из завершающих этапов балканской политики Великобритании периода войны, речь шла о конкретных государствах региона. Так, влияние в Югославии делилось между Москвой и Лондоном поровну.
Можно утверждать, что политика британского правительства с начала войны имела в основании ряд принципов, основополагающим из которых было стремление сохранить за Британией статус великой мировой державы.
Исходя из этого, Черчилль и его советники на протяжении всех лет военного противостояния агрессорам искали возможность упрочить позиции Империи в различных регионах мира. Балканы и Югославия были ярким тому подтверждением.
Справедливости ради нужно отметить, что Черчилль, до вступления на пост главы кабинета и в первые годы, своего премьерства, не выделял балканские страны из более широкого региона Юго-Восточной Европы.
Соответственно сотрудники Форин офис также не концентрировали особого внимания на данном районе Европы. Постепенно, по мере изменения состояния дел на фронтах и внутри антигитлеровской коалиции, руководители Великобритании более конкретно сформулировали позицию Великобритании относительно Балкан. В первую очередь, речь шла о Греции и Югославии. Именно эти два государства, в соответствии с британской дипломатической программой, должны были впоследствии стать той базой, основываясь на которой, Лондон смог бы после войны противостоять не только Германии, но и СССР, и США. Югославия являлась крупнейшим государством региона. Контроль над данной территорией отвечал тактическим и стратегическим интересам Великобритании. Белград был заметным игроком на международной арене.
Хотя в большей степени это проявлялось в том, что великие державы использовали Югославию как арену для соперничества между собой. По этой причине после начала мирового конфликта Черчилль пытался наладить контакты с королевским правительством Югославии в эмиграции и с силами Сопротивления в оккупированной стране, где помимо борьбы с агрессорами в лице Германии и Италии, шла еще и ожесточенная и непримиримая гражданская война. Сложность и противоречивость положения подталкивала британское руководство к поиску оптимального или скорее приемлемого для Великобритании развития и исхода событий.
Подобные материалы:
Просвещение
Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные – в обеих столицах; горные – на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралт ...
Советско-германский фронт
Традиционно в истории Великой Отечественной войны выделяют три основных этапа: начальный период войны - с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г., период коренного перелома в ходе войны - с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г., период победоно ...
Очаг бандитизма
Рост преступности, естественно, сопровождался вопиющими нарушениями прав граждан. Республику вынужденно покинули сотни тысяч человек. Из большинства станиц было изгнано казачье население, десятки тысяч жителей Чечни лишились работы, пенси ...