В XIX в. на Урале продолжали развиваться традиционные художественные направления (пермская деревянная скульптура, народная роспись по дереву и металлу). Лакокрасочная роспись железных изделий получила развитие на нижнетагильских заводах, излюбленными мотивами были растительный орнамент, птицы и пейзажи, а также жанровые и мифологические сцены (мастера Худояровы, Дубасниковы и др.). Подносный промысел способствовал появлению на нижнетагильских заводах династии живописцев Худояровых. Особой известностью пользуется серия работ П.Ф. Худоярова, изображающих

заводское производство («Листобойный цех» и др.), а также картина И. Ф. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе». Картины с видами Нижнетагильского завода создавали приезжавшие на Урал живописцы В.Е. Раев и П.П. Веденецкий (30-е гг. XIX в.). Серия зарисовок Златоуста выполнена местными художниками (И.П. Бояршинов 1827 г.), уральские рисунки есть в путевом дневнике В.А. Жуковского (1837 г.).

Своеобразным явлением уральской живописи стало творчество иконописцев-старообрядцев Невьянской школы (мастера Богатыревы, Романовы, Чернобровиныищ).

Художественное холодное оружие изготовлялось с 1817 г. на Златоустовской фабрике. Уральцы украшали клинки не только орнаментом, но и сюжетными (в том числе батальными) сценами (мастера И. Бушуев, И. П. Бояршинов, А. И. Бушу ев, П. Уткин, Ф.А. Тележников и др.).

Высокохудожественные произведения камнерезного искусства создавались мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики: валы и чаши из разноцветных яшм, родонита и малахита. Особенного совершенства достигло искусство «русской мозаики», применявшееся при изготовлении предметов из малахита и лазурита. Многие изделия фабрики выполнялись по рисункам известных архитекторов (А. Воронихина, К. Росси, А. Брюллова, К. Тона и др.) Пользовались известностью изделия Горнощитского мраморного завода (закрыт в 1858 г.).

Подобные материалы:

Послесловие
На одной из площадей Грозного ещё в 70-е годы был воздвигнут памятник -скульптурная группа: плечом к плечу стоят русский, чеченец, ингуш. В народе сразу прозвали это место «площадью трёх богатырей». В этом монументе, по замыслу авторов, д ...

Киевская Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства. Время Владимира Святославича.
После смерти Святослава осталось трое сыновей. Старший, Ярополк, княжил в Киеве, второй сын, Олег, княжил в беспокойной Древлянской земле. Третий сын (от княжеской рабыни), Владимир, управлял Новгородом. Олег Древлянский начал борьбу с Я ...

Исторические источники
Конституция Российской Федерации (1993 г.). Указ «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996 г.). Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (1997 г.) ...