Прошло всего полтора десятилетия после сражения на Калке - и судьбы русских земель резко переменились. Монгольское нашествие, кок полагает автор, стало прологом к почти четверть вековому периоду сосуществования двух различных – и, в то же время, в чем-то совпадающих – сообществ. Итоги этого сосуществования мы ощущаем на себе до сих пор.

Появились три рассказа о нашествии Батыя, не позднее начала XIV в. В Ипатьевской летописи это повествование – не просто наиболее близкое во времени к происходившим событиям. Оно существенно отличается по содержанию и смыслу от других ранних повестей о нашествии Батыя. Летописец характеризует татар как «беззаконных», «поганых», «нечестивых»; они – «иноплеменники», «безбожные Измаильтяне» или «Агаряне». Исследователи обычно подчеркивают резкую антитатарскую направленность рассказа новгородского летописца. Обычно это объясняется тем, как утверждает Данилевский, что он – не испытавший на себе кошмары нашествия, был более свободен в своих высказываниях, нежели книжники Соверо-Востока. В глаза бросается полное ощутимое безразличие летописца к видовому имени и признакам «татар».

Сообщение Лавреньтьевской летописи о нашествии – пожалуй, по мнению автора, самое открытое в семантическом плане и, в то же время, наиболее сложное по составу.

При нашествии русские города оказывали монгольским войскам сопротивление не менее, но и не более героическое, чем скажем грузинские, или иранские, или китайские, или иракские… Монголами на Русь были перенесены жесткие формы вертикального подчинения, характерные для Монгольской империи.

Так что наличие «своих» правителей полностью лично зависящих от монгольского хана, даровавшего им право управлять их же собственной территорией и народом, на ней обитающим, - систематически подтверждающих свою зависимость в виде ордынских «выводов» и поставки войск для современных военных действий, вряд ли может служить веским основанием для признания «автономии» русских земель в рамках Золотой Орды.

Вряд ли можно согласиться с широко распространенным мнением, будто главной причиной произошедших на Руси несчастий стали княжеские усобицы.

Подобные материалы:

Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг.
С переходом пожарной охраны в ведение НКВД как в центре, так и на местах, в ней устанавливается единоначалие. Созданный в составе Главного управления коммунального хозяйства Центральный пожарный отдел НКВД РСФСР руководил борьбой с пожа ...

Культура как мир знаков.
Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак – есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи. ...

Армейские реформы Цинь Шихуана и их дальнейшее развитие.
В Поднебесной на смену Бронзовому веку пришел век Желез­ный, историки часто используют это время для разделения Китая Древнего и Средневекового. Но что же военно-педагогическая мысль? Произошли ли изменения здесь? И если произошли, то ка ...