Впервые теорию о так называемом «лестничном восхождении» в древнерусском государстве выдвинул В.О. Ключевский.

Созданная система «лестничного восхождения», по выражению В.О. Ключевского, была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей. При каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность – разумеется, с пользой для себя или своих ближних родственников, союзников. Запутанный порядок наследования был поводом для частых междоусобиц, во время которых бывали случаи обращения за помощью к венграм, полякам, половцам.

Принятие восточного христианства в 988 г. Владимиром I в качестве государственной религии имело для Руси судьбоносное значение. Введение христианства не было просто очередным звеном в развитии религиозных реформ X в. Оно привело к трансформации древнерусского культурного архетипа, изменению ментальности и вхождению вследствие усвоения духовного и культурного византийского (и его ингредиента – античного) опыта, в православную византийско-славянскую цивилизацию. Эволюционный тип общественного развития сменился инновационным, его безусловным источником становится Киев.

Начинается постепенное утверждение канонических христианских представлений о природе власти, государства и его целях. Как отмечал В.О. Ключевский, «на киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка», а также обеспечения распространения и защиты христианских ценностей. Происходит разделение светской и духовной власти. Великие князья остаются составной частью династического рода, построенного по типу «конического клана». Семейные отношения совпадали с вассальными: князь-отец – сюзерен, а княжичи-сыновья – вассалы. Положение осложнялось увеличением числа князей и их генеалогических линий. В основе этих взаимоотношений, вероятно, лежала система лестничного восхождения князей, при котором генеалогическое старейшинство определялось наследованием великого стола «от брата к брату». В реальном историческом процессе политическое и военное «старейшинство» отодвигало генеалогическое на второй план.

Подобные материалы:

Взгляды А.И. Солженицына на историческое развитие
Чем руководствуется Солженицын, так излагая историю России? Какие взгляды сподвигают его на это? Кто он – монархист, славянофил, теократ? Отвечая на последний вопрос, Солженицын отрицает все. Так в статье «Чем грозит Америке плохое поним ...

А.Л. Ордин-Нащокин как государственный деятель
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен как виднейший государственный деятель 2-й половины неспокойного XVII века, незаурядный дипломат, специалист по военному делу, энергичный администратор, организатор почты, экономист - таким он в ...

Председатели колхозов под судом и следствием
Рассмотрим подробнее некоторые особенности исполнения уголовного наказания в 1946-1947 гг. Закон от 7 августа 1932 г. и июньские указы 1947 г. вновь напомнили деревне о том, что весь произведенный колхозами и совхозами хлеб являлся госуда ...