Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека – трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на основе прямой демократии – выборности, коллективном принятии решений и т.д. Община перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

Появление излишков влекло за собой имущественное расслоение внутри общины. Из общины выделяется родовая знать («лучшие мужи», «нарочитые люди»), имеющая преимущества перед остальными при распределении земель, военной добычи или замещении важных постов жрецов и вождей. Во главе племен и племенных союзов стояли еще избираемые князья. Общинная демократия была достаточно сильна, так как община состояла из свободных общинников. Важнейшие вопросы решались на общинных сходах – вече.

Существовало общеплеменное ополчение – полк, тысяча. Возникает также особая военная организация – дружина. Она делилась на старшую и младшую. Дружинники и князь собирали дань с покоренных иноплеменников. Соплеменники данью еще не облагаются. Однако, обогащаясь в результате дележа военной добычи, родовая знать все больше отрывалась от общины.

На рубеже VIII–IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов – военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

Государство – продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Крушение оттепели
Современный читатель испытывает жгучий интерес к Никите Хрущеву. Сейчас, когда эгоизм и жажда власти обрели гипертрофические масштабы, трудно даже себе представить, как он рискнул, поднявшись на трибуну XX съезда партии, глее находились и ...

Искусство в эпоху бронзы
Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота, а затем осенний сб ...

«Домострой» и его влияние на быт и нравы московских дворян в допетровскую эпоху
"Благословляю я, грешный, и поучаю я, наставляю и вразумляю единственного сына своего и его жену, и детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божию и заповеди ег ...