Хозяйство андроновцевСтраница 1
Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные орудия труда: топоры, копья и ножи. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт - молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.
Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого скота было в 3 - 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.
Скотоводы выработали свою систему сохранения численности скота. Ежегодный приплод шел на убой. Таким образом создавался запас мясной пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для воспроизводства.
На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам пристраивали загоны для скота.
Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.
На просторах степей и в горных альпийских лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек - наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота.
Андроновцы практически не держали свиней.
Разводили андроновцы двугорбых верблюдов - бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.
В южных районах Средней Азии, Восточном Иране и Афганистане верблюд был приручен в III тысячелетии до н.э., в Казахстане - во II тысячелетии до н.э.
Скотоводство давало пастушеским племенам ступка андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.
Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.
При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.
Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.
Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.
Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль.
Растительная пища не являлась основным продуктом
питания, а служила добавлением к молоку и мясу.
Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.
Подобные материалы:
Культура как информационный процесс.
Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории.
Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации:
1. Летописи.
1. Произведения и ...
Восстание 1068 г.
В 1068 г. половецкий хан Шарукан во главе несметных войск вторгся в русские земли. Былина о «Шарк-великане» (Шарукане) красочно показывает, как бегут от половцев степные животные: олени, волки, испуганные небывалым нашествием.
Русские кн ...
Опричнина. Определение
Опричнина(опричь- древ.-рус. кроме) В 1565-1572 годах название удела Ивана IV, в которой были выделены ряд земель, а также часть Москвы. В опричнине вводилось своё управление: Боярская Дума, приказы, войско. Опричниной также принято назыв ...