О том, что Евпаторийский порт очень неудобен для приёма судов, говорят многие очевидцы, жители и гости города. Так, например, в «Памятной книге Таврической губернии» говорится, что «Евпаторийская бухта открытая, мелководная и неудобна ни для нагрузки, ни для стоянии судов; каменная набережная имеет скорее увеселительный характер, чем торговый. Мол, устроенный на северной её конечности, короток и может служить для нагрузки мелких каботажей. Морские суда средних размеров становятся в верстах трёх от берега, а большие – далее. Нагрузка на них производится с помощью баркасов или лодок, поднимающих от 80 до 100 четвертей. В осеннее бурное время Евпатория разобщается почти с торговым миром так как пароходы принуждены бывают миновать Евпаторийскую бухту».[35,отд.6, с.32] В «Полном географическом описании нашего отечества» под редакцией В. П. Семёнова – Тян – Шанского порт описывается так: «Между Евпаторией и Одессой, а так же всеми крымскими и кавказскими портами поддерживается постоянное пароходное сообщение. Евпаторийский рейд, однако, представляет значительные неудобства, как вследствие своего сравнительного мелководья, так и вследствие совершенной незащищённости с моря, почему даже небольшие суда должны разгружаться при помощи баркасов на довольно значительном расстояния от берега (за 3 версты), а когда, сильное волнение, даже вовсе лишены возможности заходить в Евпаторийский порт завозя пассажиров вместо Евпатории в Одессу или Севастополь, а город лишая нередко необходимых припасов, которые он получал по преимуществу с моря мелкие каботажные суда».[1, с.684]

То же говорит и побывавший в нашем городе в 1837г. Анатолий Николаевич Демидов (1812 – 1870): «В гавань Козлова всегда приходило из Константинополя множество судов, нагруженных разными товарами. Правда, что гавань эта худо укрыта, и в ней корабли подвергаются иногда опасности, но подобные неблагоприятные условия не могли испугать мусульманских мореходцев, которые во всяких несчастиях утешают себя следующими словами: так было предопределено!

На этом берегу, столь слабо защищённом от волн, недавно устроили деревянное здание для складки товаров; к этому зданию могут подходить лишь большие шлюпки и брать груз; но корабли вынуждены стоять очень далеко от берега на якоре. Такое положение кораблей, весьма неудобное при северо – западных ветрах, становится чрезвычайно опасным в то время, когда дует с некоторой силою ветры южные и юго – восточные.»[15, с.6]

Но даже при таком неудобстве этого порта в нем идет активная торговля.

Весь привоз к евпаторийскому порту 1801 года состоял на 55 тысяч рублей. Из крымских произведений в том году было отпущено в Царьград и Анатолию, кроме мелочных, в небольшом количестве вещей, следующее: соли - 250 000 пудов, войлоков – 25 000 пудов, шерсти – 11 000 пудов, козлиных волосьев – 850 пудов и бурок овечьих – 2 500 пудов. Вот в чем заключается богатство первейшего в Крыму порта. К этому нужно прибавить доставленные из России товары: пшеницы – 20 000 четвертей, мерлушек – 3 150, кож кошачьих – 6 036, кож бараньих – 600 и прочее, а всего отпущено на 244 000 рублей. [27, c.4] Таким образом, через евпаторийский порт в разные страны вывозились товары не только евпаторийского и таврического производства, но и товары со всей империи.

Сумароков, посещавший Евпаторию в 1801г., встретил в ней до 170 иностранных судов, доставивших разных грузов на 55 тыс. руб. Он же утверждает, что в том же году вывезено отсюда за границу до 250 тыс. пудов соли, 25 тыс. пудов овечьей и козьей шерсти и около 2,5 тыс. шерстяных бурок.

Вероятно, количество подобных грузов было значительнее во время господства здесь турок на том основании, что они действовали у себя и свободнее и гораздо меньше уплачивалось пошлин, как за привозные, так и за вывозные продукты. При этом надо иметь в виду и то обстоятельство, что до покорения Крыма в нём гораздо больше было татар, получавших из Стамбула предметы роскоши, которые впоследствии начали ввозиться сюда из России и других государств. [31, с. 3-4]

Главная отрасль торговли в Евпатории – составляет хлеб, закупаемый в Екатеринославской, Полтавской и Воронежской губерниях и отправляемой отсюда соответственно требованиям и ценам: в Константинополь, Триест, Марсель, Смирну, на Архипелагские острова и в Анатолию, с которыми евпаторийское купечество, особенно – караимы, ведёт значительную торговлю.

В годы, например, 1817 и 1818, когда в Крыму и соседственных губерниях был хороший урожай хлеба, из евпаторийского порта отправлялось от 120 до 130 тысяч четвертей в одну навигацию, по ценам от 33 до 35 рублей за четверть. В 1828 и 1829 годах, когда война с Турцией приостановила черноморскую торговлю, лучшая пшеница – арнаутка продавалась в Евпатории от 6 до 8 рублей за четверть, но в день объявления Высочайшего манифеста о мире возвысилась вдруг до 24 рублей, и сметливые торговцы через то обогатились.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Йеменский имамат
Турецкое владычество в Йемене продолжалось недолго. Грабительская политика пашей вызывала все растущее сопротивление йеменского народа. Поднятое в конце XVI в. восстание против турецкого ига возглавил зейдитский имам аль-Ман-сур Касем бен ...

Введение.
В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство пережило национальную катастрофу. Оно стояло на гр ...

Заключение: итоги «Битвы за Британию». «Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few». У. Черчилль о «Битве за Британию»
«Битва за Британию» была выиграна не только в воздухе. Она была выиграна на заводах, в авиаремонтных мастерских, в частях аэродромного обслуживания, в летных школах, на радиолокационных станциях, в пунктах управления авиацией и во многих д ...