О том, что Евпаторийский порт очень неудобен для приёма судов, говорят многие очевидцы, жители и гости города. Так, например, в «Памятной книге Таврической губернии» говорится, что «Евпаторийская бухта открытая, мелководная и неудобна ни для нагрузки, ни для стоянии судов; каменная набережная имеет скорее увеселительный характер, чем торговый. Мол, устроенный на северной её конечности, короток и может служить для нагрузки мелких каботажей. Морские суда средних размеров становятся в верстах трёх от берега, а большие – далее. Нагрузка на них производится с помощью баркасов или лодок, поднимающих от 80 до 100 четвертей. В осеннее бурное время Евпатория разобщается почти с торговым миром так как пароходы принуждены бывают миновать Евпаторийскую бухту».[35,отд.6, с.32] В «Полном географическом описании нашего отечества» под редакцией В. П. Семёнова – Тян – Шанского порт описывается так: «Между Евпаторией и Одессой, а так же всеми крымскими и кавказскими портами поддерживается постоянное пароходное сообщение. Евпаторийский рейд, однако, представляет значительные неудобства, как вследствие своего сравнительного мелководья, так и вследствие совершенной незащищённости с моря, почему даже небольшие суда должны разгружаться при помощи баркасов на довольно значительном расстояния от берега (за 3 версты), а когда, сильное волнение, даже вовсе лишены возможности заходить в Евпаторийский порт завозя пассажиров вместо Евпатории в Одессу или Севастополь, а город лишая нередко необходимых припасов, которые он получал по преимуществу с моря мелкие каботажные суда».[1, с.684]

То же говорит и побывавший в нашем городе в 1837г. Анатолий Николаевич Демидов (1812 – 1870): «В гавань Козлова всегда приходило из Константинополя множество судов, нагруженных разными товарами. Правда, что гавань эта худо укрыта, и в ней корабли подвергаются иногда опасности, но подобные неблагоприятные условия не могли испугать мусульманских мореходцев, которые во всяких несчастиях утешают себя следующими словами: так было предопределено!

На этом берегу, столь слабо защищённом от волн, недавно устроили деревянное здание для складки товаров; к этому зданию могут подходить лишь большие шлюпки и брать груз; но корабли вынуждены стоять очень далеко от берега на якоре. Такое положение кораблей, весьма неудобное при северо – западных ветрах, становится чрезвычайно опасным в то время, когда дует с некоторой силою ветры южные и юго – восточные.»[15, с.6]

Но даже при таком неудобстве этого порта в нем идет активная торговля.

Весь привоз к евпаторийскому порту 1801 года состоял на 55 тысяч рублей. Из крымских произведений в том году было отпущено в Царьград и Анатолию, кроме мелочных, в небольшом количестве вещей, следующее: соли - 250 000 пудов, войлоков – 25 000 пудов, шерсти – 11 000 пудов, козлиных волосьев – 850 пудов и бурок овечьих – 2 500 пудов. Вот в чем заключается богатство первейшего в Крыму порта. К этому нужно прибавить доставленные из России товары: пшеницы – 20 000 четвертей, мерлушек – 3 150, кож кошачьих – 6 036, кож бараньих – 600 и прочее, а всего отпущено на 244 000 рублей. [27, c.4] Таким образом, через евпаторийский порт в разные страны вывозились товары не только евпаторийского и таврического производства, но и товары со всей империи.

Сумароков, посещавший Евпаторию в 1801г., встретил в ней до 170 иностранных судов, доставивших разных грузов на 55 тыс. руб. Он же утверждает, что в том же году вывезено отсюда за границу до 250 тыс. пудов соли, 25 тыс. пудов овечьей и козьей шерсти и около 2,5 тыс. шерстяных бурок.

Вероятно, количество подобных грузов было значительнее во время господства здесь турок на том основании, что они действовали у себя и свободнее и гораздо меньше уплачивалось пошлин, как за привозные, так и за вывозные продукты. При этом надо иметь в виду и то обстоятельство, что до покорения Крыма в нём гораздо больше было татар, получавших из Стамбула предметы роскоши, которые впоследствии начали ввозиться сюда из России и других государств. [31, с. 3-4]

Главная отрасль торговли в Евпатории – составляет хлеб, закупаемый в Екатеринославской, Полтавской и Воронежской губерниях и отправляемой отсюда соответственно требованиям и ценам: в Константинополь, Триест, Марсель, Смирну, на Архипелагские острова и в Анатолию, с которыми евпаторийское купечество, особенно – караимы, ведёт значительную торговлю.

В годы, например, 1817 и 1818, когда в Крыму и соседственных губерниях был хороший урожай хлеба, из евпаторийского порта отправлялось от 120 до 130 тысяч четвертей в одну навигацию, по ценам от 33 до 35 рублей за четверть. В 1828 и 1829 годах, когда война с Турцией приостановила черноморскую торговлю, лучшая пшеница – арнаутка продавалась в Евпатории от 6 до 8 рублей за четверть, но в день объявления Высочайшего манифеста о мире возвысилась вдруг до 24 рублей, и сметливые торговцы через то обогатились.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Первое земское ополчение.
Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москв ...

Ремесло, мелкотоварное производство, мануфактура, фабрика как стадии промышленного производства, их российская специфика
Во всех отраслях промышленности мануфактуры превращались в фабрики, развивалась машинная индустрия, растущая в эпоху промышленного капитализма с громадной быстротой, невиданной при крепостничестве. Крупная машинная индустрия стягивала дом ...

Причины появления самозванчества
Несмотря на то, что самозванчество издавна привлекало внимание историков, корни этого явления до конца не выяснены. По большей части самозванчество трактуется как одна из форм «антифеодального протеста», а в плане политическом оно изображ ...