К моменту воцарения Екатерины II страна переживала упадок крестьянского хозяйства; рынок свободной рабочей силы для развития промышленности отсутствовал; постоянно не хватало денег в казне. Это требовало развития свободного рынка, предпринимательской инициативы, ограничения крепостной кабалы. [1;2] Но нарастание народного недовольства, вылившегося в "пугачевщину", революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении преобразований, а порой вели к ужесточению внутренней политики. [1] Екатерина вынуждена была считаться еще и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. [3]

Все эти факторы в какой-то мере повлияли на особенности внутренней политики Екатерины II, результатами которой явились:

- 1763 год - Реформа Сената. Сенат разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Глава Сената - генерал-прокурор. Сформировано дворянское сословие с особыми вольностями и привилегиями (свобода от телесных наказаний, рекрутской повинности и податей).

Административная реформа. Страна разделена на 50 губерний, во главе с губернаторами. Губернии делились на уезды. В помощь губернаторам создавались казённые и судебные палаты, а также приказ общественного призрения (собес), куда помимо чиновников входили выборные заседатели. [1;2]

- 1764 год - Ликвидация гетманства на Украине. Проведена секуляризация церковных земель. Открыт Смольный институт благородных девиц. [2]

- 1767 г. - Предпринята попытка созыва законодательной Комиссии из 565 депутатов, в которой были представлены все слои населения, кроме крепостных крестьян. Основная цель выяснение народных нужд для реформы. Первое заседание прошло в Гранатовой палате в Москве. Из-за консерватизма депутатов, Комиссию пришлось распустить. Введены в обращение бумажные деньги - ассигнации. [1;2]

- 1775 г. - Ликвидация Запорожской сечи.

- 1783 г. - Разрешено создание вольных типографий.

Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. [2;3]

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Она была прекрасно образована, поддерживала переписку с виднейшими представителями европейской культуры. Оказывала всяческое содействие развитию культуры, науки, образования в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. [3]

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. [2]

Подобные материалы:

Механизм управления земством
Немаловажную роль в стремлении правительства сохранить контроль над земским самоуправлением отводилась бюрократической опеке над земствами. Каждый их шаг - будь то выборы гласных, определение источников финансирования, способы решения воп ...

Основные ритуалы
В жизни турецких семей важное место занимают разного рода события: первый день в школе, вступление нового члена в корпорацию, возвращение паломников из Мекки. К ним добавляются события, связанные вообще с человеческой жизнью: рождение, об ...

А.И.Микоян
Артем Иванович Микоян родился 5 августа 1905 года в небольшой армянской деревне Санаин в семье бедного деревенского плотника. С шести лет Микоян начал работать пастухом. Микоян научился читать и писать в деревенской школе Санаина, а зате ...