Маздакитское движение было направлено прежде всего против крупной знати. Значительные выгоды из этого движения извлекли азаты и дехкане – они, очевидно, получили значительную долю владений и имущества знати и выиграли от ликвидации политического могущества рабовладельческой аристократии. Однако в ходе движения социальная борьба получила развитие и внутри общины. Уравнение в правах всех общинников вызвало недовольство азатов. Поэтому состоявшее из них войско постепенно переходило в лагерь противников движения. Вместе с тем изменилась и позиция Кавада, который пошел на примирение со знатью и духовенством, достаточно ослабленными и не представлявшими уже больше опасности для власти шаханшаха.

Отход азатов и дехкан от движения ослабил его. Крестьянские отряды быстро распадались, так как крестьяне обычно после первых успехов расходились по домам. Движение начало терпеть неудачи.

Кавад, используя ситуацию, устранил с военных постов ряд сотрудников и советчиков, связанных с маздакитами, а затем начал преследование и массовое избиение активных сторонников маздакизма. Сигналом к этому послужил инсценированный царем диспут между зороастритскими жрецами и главой маздакитов.

Движение потерпело поражение (529). Однако маздакитские лозунги надолго остались популярными среди народа, и такие движения, как Хурзада в Хорезме (начало VIII в.), восстание Муканны в Средней Азии (конец VIII в.) и восстание Бабека в Азербайджане и Иране (IX в.), носили яркий отпечаток маздакизма.

Народное движение маздакитов привело к некоторому облегчению положения крестьян, но вместе с тем, нанеся удар рабовладению, активно способствовало расширению феодальной эксплуатации.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы: