Основной движущей силой маздакитов были разорившиеся иранские земледельцы-общинники, а также ремесленники-иранцы. Значительное влияние на движение оказало временное присоединение к нему азатов и дехкан.

Острая социальная борьба внутри иранского общества, естественно, вызвала волнение среди других племен и народностей, входивших в состав Ирана. Но маздакитское движение было в основном движением иранского населения.

Религиозно-философское учение, выдвинутое руководителем начавшегося в 488 г. движения Маздаком, было тесно связано с манихейством и зороастризмом. Принципиальное отличие маздакизма от манихейства состояло в утверждении закономерности и неизбежности победы светлого начала над злым, причем победы не где-то в потустороннем мире, а в земной материальной жизни. Светлое начало, по учению маздакитов, действует сознательно, а темное – бессознательно и случайно. Отсюда – полная возможность борьбы со злом и требование активного вмешательства человека в уничтожение зла на земле. Конкретным проявлением зла и темного начала в глазах маздакитов было социальное и имущественное неравенство. Оно в первую очередь и должно быть уничтожено. Таким образом, маздакизм – это не пассивное религиозное учение, а движение, направленное против классового угнетения.

Перераспределение собственности, уравнение имущества, правовое равенство являлись основными требованиями маздакитов. Согласно одному источнику маздакиты так излагали эту часть своей программы: «Если кто-нибудь владеет излишком в движимой и недвижимой собственности, женщинах и рабах, мы у него отберем и дадим поровну другим так, чтобы ни один человек не смог бы заявлять свое право иметь больше, чем другой».

Осуществляя программу своих социальных требований, маздакиты отнимали землю у представителей знати и делили их богатства. Земли, захваченные у знати, были присоединены к общинной территории. Рабы, инвентарь, рабочий скот, хранившийся в амбарах знати запас зерна были разделены между общинниками.

Движением стремились воспользоваться некоторые прослойки господствующего класса и даже шаханшах Кавад I. Одной из причин, заставившей сасанидского шаханшаха пойти на временный союз с маздакитами, было стремление Кавада сломить могущество знати. Следует также отметить, что Кавад не мог не считаться с настроением войска и его ядра, состоявшего из азатов-дехкан. В 496 г. вельможи свергли Кавада и бросили его в темницу, но через три года Каваду удалось с помощью эфталитов и иранского войска вернуть себе престол. После этого у маздакитов возникла надежда с помощью Кавада осуществить свои основные социальные преобразования. Их руководители и сторонники заняли некоторые важные посты. Маздак стал одним из первых лиц в государстве. Источники сообщают, что именно в это время Иран успешно выдержал войну с Византией (502–506), отразил нашествие кочевников. В это же время в Иране был основан ряд новых городов, расширена сеть каналов и т.д.

Маздакиты выступали против социальных основ старого государства, отражавшего интересы рабовладельческой знати и высшего духовенства. Они декларировали отмену каст и кастово-сословных ограничений вплоть до уничтожения различий в одежде. Все иранцы делились ими на придерживающихся «истинной веры» (т.е. маздакиз-ма) и выступающих против нее. Согласно их учению, пролитие крови считалось недопустимым. Тем не менее Маздак разрешил убивать противников движения, если они оказывали сопротивление. Значительная часть рабовладельческой знати была истреблена. Экономическая основа господства знати была, по существу, подорвана, ее кастово-сословные привилегии отменены.

Страницы: 1 2

Подобные материалы: