Анализ Глуховских СтатейСтраница 1
(Глуховецкия статьи, постановленныя с гетманом Многогрешным в 1669 г.)
Глуховские статьи начинаются традиционным для того времени обращением к московскому царю.
Статья 1.
«Били челом Великому Государю, Его Царскому Пресветлому Величеству, Гетман и все войско сей стороны Днепра, чтоб Великий Государь пожаловал велел вины их им отдать и впредь бы те их вины воспомяновены не были, и изволил бы Великий Государь держать их в своем Государском милостивом жалованье и в призренье.
Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, Государь Християнский милосердый, жалует Гетмана и все войско при нем будучее, вины их милостиво прощает и отпущает я впредь те их вины воспомяновены не будут, а им бы, подданным, по своему обещанию Его Царскому Пресветлому Величеству и Его Государским Наследником служити верно и всякие шатости отставить и впредь ни на какие прелести не уклонятца, и быть под Его Великаго Государя Самодержавною высокою рукою в вечном подданстве по прежнему неотступно, безо всякие измены.»
Статья 2.
«Милости у Великаго Государя просят, чтоб им быти в прежних своих правах и вольностях и чем пожалован был прежний Гетман Богдан Хмельницкий, и то бы им все было подтвержено.
Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, пожаловал Гетмана и все войско сей стороны Днепра правами и вольностями по прежнему их праву, и ни чем права их и вольности нарушены не будут»
Статья 3 распределяет царских воевод по городам, что говорит о ограничении свобод местного руководства посредством давления московского правительства и выражения недоверия к казачьей верхушке:
«Гетман Богдан Хмельницкий в прежним статьях постановил, чтоб Царскаго Величества Воеводам с ратными людьми быти в Переяславле, в Нежине, в Чернигове, и ныне бы Царское Величество в Малороссийских городех Воеводам и ратным людем быти не указал, понеже от них многие ссоры и досадительства бывали, того для и война зачалась, а которые доходы довелись взять на него Великаго Государя в казну, и те бы зборы положить на Гетмана, а Гетман к тому приставит верных людей, а учинить бы те зборы как Украйна в первое достояние придет».
Статья 4 определяет жалование реестровым казакам, а также состав и численность войска, что свидетельствует о закреплении казачества как военного сословия, со всеми вытекающими последствиями:
«Чтоб по прежним постановленным статьям Богдана Хмельницкаго, войску реестровому, которые будут всегда на службе Царскаго Величества, милостивое жалованье и заплата из Его Царскаго Пресветлаго Величества казны.
Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, о реестровом войске указал говорить на Раде, сколько быти войсковых Козаков тысячам на сей стороне Днепра, а что в той их статье написано войску заплата из Его Царскаго Пресветлаго Величества казны, и того в тех статьях Богдана Хмельницкаго не положено, а положено что быти поборам где достоит, собирать в скарб Царскаго Пресветлаго Величества, и из того збору давать на войско, по реестру, кому что в статьях постановлено»
«Реестовым Козаком быти тридцати тысячем человеком, а давать на человека по тридцати золотых Польских
А что в котором полку будет Козаков, и тому учинить реестр, а быти Козаком реестровым, а в реестр писать которые старые Козаки и многую службу служили, а чего старых Козаков в полкех в тридцати тысячах недостанет и в то число принимать в Козаки мещанских и поселянских детей, а на войско Запорожское на тридцать тысяч быти побором со всяких маетностей, без выбору чей кто ни есть, кроме монастырей, и из тех поборов давати Великаго Государя жалованья Гетману с начальными людьми и Козаком по прежним утверженным статьям, а будет тех поборов столько Гетману и начальным людем, и Козакам на жалованье, против положенья, сполна недостает, и те поборы разделить по збору, сколько того збору будет»
Статья 6 говорит о пожаловании дворянского звания, что свидетельствует о стремлении уравнять в правах украинское и российское дворянство:
«Как наперед сего заслуженные пожалованы были честью дворянскою, чтоб они при том же чину и чести пребывали, а которые впредь заслужат, а Гетман и Старшина бити челом об них учнут, и чтоб Царское Пресветлое Величество и тех к той же дворянской чести изволил пожаловать; а кому Гетман и Старшина за услугу дадут мельницу или деревню универсалы свои дадут и Царскому Пресветлому Величеству бити челом учнут, и чтоб Царское Величество пожаловал на те маетности свои Царскаго Величества Грамоты».
Подобные материалы:
Основные понятия
Российская империя. Самодержавие. Министерство: Государственный совет. Теория официальной народности. Цензура. Корпус жандармов.
Сословия (дворяне, духовенство, мещане, крестьяне, казаки). Крепостное право. Крепостные, удельные, государс ...
Общее стратегическое руководство партизанского движения
Общее руководство П.д. осуществляла Ставка ВГК. Непосредственно стратегическое руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения при Ставке, созданный 30 мая 1942 г. (начальник ЦШПД Пономаренко, главнокомандующий п.д. – К.Е. ...
Культура
Сасанидская эпоха характеризуется подъемом производительных сил и культуры Ирана.
Большие успехи были достигнуты в строительном деле и архитектуре, памятниками которой являются развалины ряда дворцов (Таки-Кисра в Ктесифоне и др.); при и ...