Интересно отметить также сословное отношение Ришелье к праву на образование.

Несомненно, в заслугу Ришелье надо поставить также и заботы об улучшении образования французского юношества. В 1636 году он основал Королевскую Академию с двухлетним кур­сом для подготовления молодых людей к военной и дипломатической службе. В 1640 году были основаны еще одна академия и Королевская коллегия для французского и ино­странного дворянства. По мнению Ришелье, к изучению так называемых гуманитарных наук надлежало допускать срав­нительно лишь немногих избранных. Знакомство с этими науками он считал безусловно вредным для людей, которым предстояло заниматься земледелием, ремеслами, торговлей и т. п., а потому высказывался в пользу сокращения числа классических коллегий и замены их двух — трехклассными реальными училищами, в которых молодые люди, приго­товляющиеся к торговле, ремесленному труду, военной службе в унтер-офицерских чинах и т. п. получали бы необходимое образование. Лучших учеников он хотел переводить из ре­альных школ в высшие учебные заведения. Смерть помешала Ришелье выполнить эту программу преобразования француз­ских учебных заведений.[64] Но при этом кардинал писал: «Хотя же сведение учения необходимо обществу, однако ж то подлинно, что не всякого без рабору обучать должно . Обхождение с науками погнало б обхождение с торговлею, которая богатит государство, погубило бы земледелие, истинную питательницу народов, и в малое время опустошило бы сад солдатства, который возрастает больше в суровости невежетсва, нежели в мягкости учения книжного; наконец, напролнило бы Францию ябедниками, более удобными разорить целые дома горожан, и возмутить покой всенародный, нежели принести какое добро государству».[65] Ришелье считал, что государство ждет анархия, «ежели б книжное учение всякому уму без разбору дано было .»,[66] и ратовал за то, «чтоб в порядочном государстве было больше учителей художеств рукодельных, нежели учителей наук свободных».[67] Таким образом, Ршелье в «Политическом завещании» выступает как дворянин, поддерживающий сословные различия. В то же время он пишет о том, что необходимо сдерживать дворянское беззаконие, защищая права «слабых», что является важным позитивным шагом.

Страницы: 1 2 3 

Подобные материалы:

Анитамериканские движения в странах Центральной Америки
В сфере межамериканских отношений стремление центральноамериканских стран к независимости проявилось и в деятельности Панамериканского союза (ПАС). Хотя эта организация была создана в 1910 г. по инициативе США для укрепления политической ...

Взаимоотношения с Османской империей
В 1386 г. первые османские отряды прорвались в Герцоговину, оказавшись в непосредственной близости от Дубровника. Толпы беженцев с домашним скарбом и скотом двинулись к побережью и стали расселяться на землях коммуны. Вместе с беженцами в ...

Функции культуры.
1. Творческая (креативная). 1. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен правом и временем. 1. Адаптивная. 1. Интегративная. 3. Комм ...