Целью работы является детальный анализ революции 1925 – 1927 гг. в Китае. Сама революция явилась закономерным итогом развития страны в конце Х1Х в. – начале ХХ в. В это время Китай окончательно пострелял свою независимость

и превратился в

полуколонию европейских держав.

Эта проблема еще более усугубилась на рубеже ХХ в., когда ведущие западные державы перешли к монополистической стадии. В это время Китай столкнулся с новыми формами колониальной экспансии, которые не были известны на предыдущих этапах. После первой мировой войны положение страны значительно ухудшилось в связи появлением на мировой арене молодой империалистической держав - Японии.

Кроме изучения самой революции 1925 – 1927 гг. здесь освещается политическая история Китая первой половины ХХ в.

Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую роль в победе Синьхайской революции, потерпели поражение.

Революция по своему характер и ставшими перед Китаем задачами, по составу участников и по их программам - не была революцией ни буржуазной, ни буржуазно-демократической, ни антиколониальной, ни антифеодальной. Эти задачи революции "навязаны" совершенно искусственно. И в этом смысле она не потерпела поражение, потому что указанных задач перед собой и не ставила …

Единственные реальные задачи, которые стояли пред страной в начале ХХ в. и которые ставили участники событий (либеральный и демократический лагерь) были все-таки решены – Китай освободился от маньчжурского гнета и уничтожил монархический строй. В революции участвовало две главные силы – либеральная оппозиция (помещики и торгово-предпринимательская буржуазия, связанная с феодальным землевладением и иностранным капиталом) и демократическое крыло во главе с Сунь Ятсеном (его поддерживали различные слои, ориентированные на буржуазно-демократическое развитие Китая.

Ни тот, ни другой политический лагерь на самом деле не представляли реальной силы в тогдашнем Китае – у них не было своих партий, своих армий, у либералов не было серьезных политических лидеров. Сунь Ятсен после революции отпугивал многих своим радикализмом … В итоге конкретными плодами революции сумела воспользоваться "третья сила" в лице Юань Шикая, который опираясь на поддержку военно-компрадорский кругов сумел использовать ситуацию и стал первым президентом Китая

Ликвидация маньчжурского господства и всей системы императорской власти привел к образованию своеобразного вакуума, ибо старые политические элиты были уничтожены, а новые находились в стадии становления.

Традиционализм, несомненно, полностью преобладал в общественном сознании китайского населения. Господствующая конфуцианская идеология играла в Китае роль основной религиозной системы. Большинство китайского населения в религиоз0ном отношении было достаточно синкретично. Кроме конфуцианства, даосизма, буддизма существовало огромное количество культов и божеств, которые обслуживали китайское население /там же, 390/.

Что касается новых явления в общественной и политической жизни. Адепты уходящей имперской идеологии уже существенной роли не играли.

Новые обстановка и новые реалии значительно повлияли на взгляды лагеря реформаторов во главе с Кан Ювэем и Лян Цичао. Из критиков существующего строя они постепенно превратились в его апологетов, которые боялись новых социальных потрясений. Лян Цичао в это время становится во главе этого лагеря – в 1912 г. он вернулся в Китай после длительной эмиграции. В это время он всемерно поддерживает Юань Шикая, видя в нем оплот будущего спокойствия страны и поддерживая его централизаторские устремления.

В своих работах и политических выступлениях активно продолжает развивать идеи неприятия революционных методов, которые не способны, по его мнению, привести к подлинным общественным и экономическим преобразованиям. Так, в одной из своих работ он пишет следующее: - "Как семена тыквы могут порождать только тыкву, бобов – только бобы, так и революция может породить только новую революцию, но никак ни политическое преобразование…" /там же , с. 393/. Эти убеждения Лян Цичао пронес через всю свою жизнь. Очень сильно изменились взгляды Лян Цичао по вопросу конфуцианства. Если раньше, еще в период реформ он активно критиковал это учение, то сейчас он становится активным пропагандистом Конфуция, как мощной идеологической скрепы китайской цивилизации.

Страницы: 1 2

Подобные материалы: