Вместе с тем, фатализм русичей сопровождался и упорством в борьбе с огнем. Если в деревне начинался пожар, несмотря на угрозу его быстрого распространения, многие крестьяне вместо того, чтобы бросаться спасать свои вещи, устремлялись на помощь погорельцам и принимали посильное участие в тушении их дома. Это объясняется не только системой взаимной выручки и круговой поруки, которые скрепляли единство рода или верви, но и тем, что многие крестьяне в деревне состояли в кровном родстве друг с другом.

Деревенский коллектив воспринимался многими русичами как единая и большая семья, членам которой они всегда были обязаны оказать всемерную помощь и поддержку. И иначе быть не могло, поскольку именно родственный коллектив являлся главной гарантией в борьбе за выживание в суровых природных условиях и борьбе с огненной стихией. Аналогичные принципы самоорганизации возникали и в городских поселениях, хотя в них кровнородственные связи не имели столь сильного значения, как в сельской местности.

Традиции взаимовыручки у горожан в Древней Руси формировались на основе принципов местного самоуправления, которые предполагали самоорганизацию посадского населения по улицам и кварталам, в которых селились представители одной и той же профессии. Это позволяло наладить кооперацию между мелкими ремесленниками и создать торговые объединения у купцов.

Средневековая цеховая организация, древнерусского города отвечала не только за качество своей продукции, не только выступала поручителем в суде, она обязана была выставлять караулы в ночное время, чтобы обеспечивать порядок в своих кварталах, в том числе и по предупреждению пожаров, оповещать население в случае пожара и тушить огонь собственными силами.

Вывод:Отношение к пожарам в Древней Руси оставалось противоречивым. Пассивное отношение к огненной стихии порождалось первобытным страхом и почтением перед огнем и закреплялось религиозными обычаями и традициями. Вместе с тем, русичи проявляли завидное упорство в восстановлении из пепла своих городов и деревень, и, оказывая друг другу посильную помощь, старались противостоять пожарам, создавая основы общественной самоорганизации, которая предшествовала образованию государственных структур пожарной охраны.

Заключение

Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования противопожарной службы в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предки продолжали упорную борьбу с огненной стихией. Противостояние огню проявлялось в основном в пассивной тактике, которая предполагала разрушение горящих зданий. Можно только удивляться терпению и упорству древних русичей, которые восстанавливали деревни и города после опустошительных пожаров. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям во время пожаров, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с огненной стихией и не отступали перед трудностями. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе с огнем, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Соборное уложение 1649 года
В 1649 году царь Алексей сам принялся за дела правления. По его личному указанию был составлен свод законов – Соборное Уложение. Молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была о ...

Учебный процесс в средневековом университете
В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в унив ...

От Киевской Руси к Руси удельной
В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого объединения, которое именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй четверти XII в. В конце княжения Владимира ...