Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского язычества были сохранены и постепенно восприняты православными обрядами. ядерная энергетика в медицине Германии в Москве

Как язычник, так и христианин в средние века весьма трепетно относился к природным явлениям, считая их посланиями богов, если он был язычником, или божьим знамением, если он был христианином. Поскольку у язычников огонь считался одним из священных начал мироздания, наряду с землей, небом и водой, гасить его, особенно на капищах, было запрещено.

Многие жертвоприношения у русичей были связаны со сжиганием жертвенных животных, продуктов земледелия или предметов домашнего обихода. Считалось, что огонь имеет очистительную силу и является средством общения с богами. Сгорание людей на погребальных кострах воспринималось как священный обряд переселения их душ в лучший (горний) мир, где их ожидают пращуры, перед которыми следует держать ответ за прошедшую жизнь на земле. Священным считался огонь, возникший после ударов молнии, которая воспринималась как огненная стрела бога Перуна, покровителя воинов и кузнецов. Эти категории людей на Руси считались весьма почетными, священным долгом которых было служение интересам всего рода и племени. Считалось также, что жизни древнерусских воинов и кузнецов принадлежат не роду или племени, а их судьбами распоряжается сам Перун, которому они посвящали всех себя без остатка. Первоначально, еще за тысячи лет до образования Киевской Руси, воин и кузнец у славян и других арийских племен выполняли функции жрецов (волхвов), наделенных особым знанием. Обычно такими людьми становились особо посвященные и прошедшие обряд очищения огнем.

Славянские племена являлись одними из потомков древних ариев, расселившихся на огромной территории Евразии от Урала до Альп и от Северного ледовитого океана до Индийского океана. Эти процессы происходили в течение II и I тысячелетия до нашей эры.

Древние арии были огнепоклонниками, и явления йоги, в том числе хождение босиком по горящим углям, не что иное, как необходимый обряд перехода из одного мира в другой, не даром до сих пор про фанатов своего дела говорят; «не от мира сего». Вполне вероятно и то, что таковыми становились люди, прошедшие испытание пожаром, или получившие мощный электрический разряд молнии и оставшиеся в живых.

Более того, все славяне считали древнего бога огня и кузнечного дела Сварога своим покровителем. Поэтому, когда семья переселялась в новую отстроенную избу, хозяйка обязательно переносила в печь угли и золу из старого очага, тем самым символизировалась преемственность покровительства бога огня и домашнего очага в новом доме.

При таком отношении к огню часто возникавшие пожары в деревнях обычно не тушились. Огненная стихия воспринималась в качестве наказания со стороны богов, которое необходимо принять и не противиться воле высших существ. После пожара крестьяне обычно покидали насиженное место и селились либо неподалеку, либо переселялись в другие районы страны. Если крупный пожар возникал в городе, то после него горожане обычно отстраивали свои дома на прежнем месте, либо рядом с пепелищем. Об этом свидетельствовали археологические находки последних десятков лег. Интересно отметить, что если в ходе пожара в городе выгорали несколько улиц, то такие события не находили отражение в местных летописях. Это свидетельствует о том, что и в сельской, и в городской местности в эпоху Древней Руси пожары считались рядовым и повседневным явлением.

Обычным способом борьбы с пожаром на Руси считалась разборка горящего строения при помощи багров и топоров. Но поскольку дома стояли достаточно близко друг к другу, данный метод не мог предотвратить быстро распространяющееся пламя, Поэтому, как правило, погорельцы довольствовались спасением жизни своих близких и уповали на бога, совершая молитву перед иконой, либо жертвоприношение в виде заливания огня молоком или сырыми яйцами. Этот обычай свидетельствовал о фаталистическом отношении к стихии.

Страницы: 1 2

Подобные материалы: