В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты.

Необходимость построить верфь рядом с Финским заливом была для царя очевидной: до этого русские боевые корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привести в Петербург через бурную Ладогу и по Неве. Не все корабли доходили до столицы из-за штормов, и даже те, что прибывали в Петербург, часто требовали ремонта.

Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость.

О знаменательном моменте закладки новой верфи сохранилась запись самого Петра: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен"

Первый план верфи принадлежал самому царю, и Петр постоянно был в курсе всех деталей строительства. Адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква "П", развернутая к Неве. Одновременно с главным здание - "Адмиралтейским домом" - сооружались мастерские, эллинги, амбары, подъемные мосты, ворота. Почти одновременно началось и строительство кораблей: первые суда были заложены тоже в ноябре 1704 года. К ноябрю 1705 года на крепостных бастионах Адмиралтейства установили около 100 пушек, были построены подъемные мосты, ворота.

Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени.

Царь не только принимал участие в разработке конструкций судов, но и сам работал на верфи: он числился главным мастером. Даже значительно позже, когда царь перестал "служить" в Адмиралтействе, он каждый день старался приезжать туда.

В 1707 году была принята первая программа строительства кораблей Балтийского флота. Согласно ей на Балтике предполагалось иметь 5 кораблей 80-ти пушечного, 12 кораблей 70-ти пушечного, 12 - 50 пушечного ранга, 6 - 32-пушечных фрегатов, 6 - 18-пушечных шняв. К 1712 году был построен первый крупный корабль - 54-пушечная "Полтава". Спуск каждого корабля отмечался как большой праздник, а мастер, строивший его, получал из рук царя на серебряном блюде по 3 серебряных рубля за каждую пушку.

В 1719 году Адмиралтейскую верфь стали расширять, причем строительство решили вести из камня. Тогда и появился в центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга.

Получилось так, что в боевых целях Адмиралтейская верфь - крепость никогда не использовалась, а после заключения Ништадтского мира она потеряла всякое оборонное значение. К концу царствования Петра Адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием Петербурга. Кроме того, его башня стала играть роль архитектурного центра молодой столицы: отсюда к Александро-Невскому монастырю была прорублена дорога.

Подобные материалы:

Крещение Руси.
К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычн ...

Военные проекты офицеров Генерального штаба и войск Туркестанского военного округа второй половины XIX - начала XX в
Многочисленные российские проекты военных походов в Индию, оставаясь нереализованными на протяжении XIX - начала XX вв., тем не менее, кардинальным образом влияли на англо-русское соперничество на Среднем Востоке. Провоцируя многочисленны ...

Сиамская агрессия 1784-1785 гг.
Итак, будучи не в силах самостоятельно справиться с Тэйшонами, Нгуен Ань, стоявший во главе реакционно настроенной южновьетнамской феодальной клики, был вынужден ступить на путь предательства: он призвал на помощь Сиам. Представитель клан ...