Молодой Санкт-Петербург - культурная столица РоссииСтраница 1
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т.п. понятие «культура» обозначает нечто чрезвычайно разнообразное и, вместе с тем, чем-то объединяемое. А теоретики и историки выделяют обычно какой-либо компонент этого целого, считая его главным, определяющим, и, соответственно, сводят целое к данной его части.
Строение культуры состоит, прежде всего, в том, что культура существует в трех разных модальностях, охватывая:
¾ Специфически-человеческие духовные и физические качества самого человека, его «сущностные силы», обретенные им при жизни знания и умения, идеалы и ценностные установки, принципы деятельности и поведения по отношению к другим людям;
¾ Способы деятельности, в которых реализуются эти «сущностные силы» человека;
¾ Плоды многосторонней созидательной деятельности людей – и духовные, и вещественные, и художественные, то есть вся предметная среда, которую люди создают для своего в ней существовании…
Существенно при этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры.
Таково общее понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города. Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное.
Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан…
Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.
Адекватное представление об удельном весе культуро-созидательной деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов.
1709 – в Петербурге при кирхе Св. Петра создается первая в России государственная школа.
1711 – начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.
1711 – строится Летний дворец Петра, окруженный садом, заполнявшимся копиями античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе.
1713 – открыты первая в стране общедоступная библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр.
1714 – царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия.
1715 - учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики.
1716 - учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик.
1718 – открыта первая в России бумажная фабрика.
1719 – открыта Инженерная школа.
1721 – началась концертная жизнь Петербурга.
Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны.
Подобные материалы:
Биография Ришелье
Арман-Жан дю Плесси де Ришелье, прозванный впоследствии "Красным кардиналом" (l'Eminence Rouge), родился 9 сентября 1585 года в Париже или в замке Ришелье в провинции Пуату в обедневшей дворянской семье. Его отец, Франсуа дю Пле ...
Начало кризиса советской системы. Изменение
общественной атмосферы после смерти И.В.Сталина
«…Возле Мавзолея толпились человек 200. Было холодно. Все думали, что выносить саркофаг с телом Сталина будут через главный вход. Никто не обратил внимания, что с левой стороны от Мавзолея стояли деревянные щиты, над которыми горели элект ...
Внешняя политика.
После сожжения Москвы татарами в 1571 году, тогда, когда опричное войско не смогло противостоять Девлет-Гирею, было запрещено употреблять слово “опричнина”, некоторым были даже возвращены конфискованные земли. Однако происходило это посте ...
