Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т.п. понятие «культура» обозначает нечто чрезвычайно разнообразное и, вместе с тем, чем-то объединяемое. А теоретики и историки выделяют обычно какой-либо компонент этого целого, считая его главным, определяющим, и, соответственно, сводят целое к данной его части.

Строение культуры состоит, прежде всего, в том, что культура существует в трех разных модальностях, охватывая:

¾ Специфически-человеческие духовные и физические качества самого человека, его «сущностные силы», обретенные им при жизни знания и умения, идеалы и ценностные установки, принципы деятельности и поведения по отношению к другим людям;

¾ Способы деятельности, в которых реализуются эти «сущностные силы» человека;

¾ Плоды многосторонней созидательной деятельности людей – и духовные, и вещественные, и художественные, то есть вся предметная среда, которую люди создают для своего в ней существовании…

Существенно при этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры.

Таково общее понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города. Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное.

Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан…

Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицыбыл нелегким и прошел через целый ряд этапов. В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.

Адекватное представление об удельном весе культуро-созидательной деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов.

1709 – в Петербурге при кирхе Св. Петра создается первая в России государственная школа.

1711 – начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.

1711 – строится Летний дворец Петра, окруженный садом, заполнявшимся копиями античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе.

1713 – открыты первая в стране общедоступная библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр.

1714 – царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия.

1715 - учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики.

1716 - учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик.

1718 – открыта первая в России бумажная фабрика.

1719 – открыта Инженерная школа.

1721 – началась концертная жизнь Петербурга.

Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны.

Страницы: 1 2

Подобные материалы: