Александр Александрович с детства знал, что ему не суждено стать царем, и не испытывал по этому поводу никаких сожалений. Он начисто был лишен амбициозных черт характера, которые могли бы хоть на минуту уязвить самолюбие. Более того, ему претила сама мысль о возможности сделаться венценосцем именно по складу характера: он был человеком, любивший уединение и простые занятия, всю жизнь с трудом переносил официальный церемонии, тяжелые кандалы придворного этикета. Александр ни с кем не говорил об этом, только с Никсом, который понимал его, так как тому – то выпал как раз царский жребий. У Никса наставником состоял « мудреный сединами» граф С. Г. Строганов (1794-1782). Ранее он был попечителем Московского учебного округа, а затем московским генерал – губернатором. Это был блестяще образованный аристократ (учился в университетах в Германии и во Франции), объехавший « весь мир», и перечитавший библиотеки книг. При дворе он заслужено считался одним из самых знающих людей, а император Николай не раз уважительно называл его « теоретиком» , хотя никогда не питал расположения к «умничавшим». Симпатию граф вызвал у цесаревича Александра Николаевича, и когда тот в 1885 году стал императором, позиции Строганова лишь укрепились; 8 сентября 1859 он назначен попечителем старшего сына, Цесаревича Николая Александровича.

Некоторые дивились тому, что при своей образованности и уме Строганов оставался стойким консерватором. Такие взгляды в конце 50-х – начале 60 – х годов XIX века не соответствовали модным среди аристократии настроениям. Граф же не разделял увлечения столичного бомонда и говорил с издевкой, что слишком стар и опытен, чтобы « гоняться по парижской панели за конституциями».

Наставник считал, что цесаревичу не надо навязывать традиционные ценности, считал, что следует их постепенно раскрыть, наглядно убедить, сделать так, чтобы сам отрок дошел до понимания характера власти в России, осознал особые черты устройства общественной жизни в империи.

Строганов стал пользоваться невиданным при обучении царских детей приемом. Сначала приглашал одного профессора прочитать лекцию о пользе конституции, затем, чрез несколько дней – другого, утверждающего обратное – невозможность применить к условиям России конституционные формы правления, объяснявшего причины, приводившего аргументы. Сравнивая, сопоставляя, размышляя цесаревич сам должен был разобраться. При помощи графа Строганова Николай Александрович постигал сложную премудрость и к своим двадцати годам не сомневался, что конституция и парламент – вещи для России в обозримом будущем неприемлемые .

Николай Александрович усвоил с малолетства, что грядущее предназначение – управление Россией – требует знаний и навыков основательных. По этой причине, хотя был самолюбивым и обидчивым не пропускал мимо ушей критику и советы, даже когда они и не нравились. Однако готов был выслушивать подобное из уст лишь тех, кому полностью доверял и уважал их за ум и образованность. Каждый день когда не были в разлуке, беседовал с братом Сашей - первым и верным другом .

Александр был моложе Николая на полтора года. В силу этого , как и по причине своей « второродности » , знал меньше своего брата.

Охранительное самодержавие . Император Александр III (1845-1894)- вступил на престол в 1881 г. после гибели своего отца Александра II. Тринадцать лет царствования тринадцатого российского императора были самыми благополучными в многовековой отечественной истории. За это время не случилось ни одной войны, приутих революционный экстремизм, успешно развивалась экономика, стабилизировался рубль. Все это позволило России за короткий срок войти в число мировых держав, а население страны впервые за последние десятилетия испытало чувство покоя и порядка. Вот почему этот русский царь остался в истории под именем Миротворец. С этого момента он участвует в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, председательствует в Особом комитете по сбору и распределению пособий голодающим. Александр Александрович, которого изначально готовили лишь к военной карьере, Однако как и другие члены царствующей семьи, наряду с военным он получил весьма разностороннее домашнее образование. К двадцати годам он говорил на нескольких иностранных языках, прослушал курс русской истории из уст самого Сергея Михайловича Соловьева, Александр III хорошо знал литературу, которую ему преподавал Я. К. Грот. Только после того как Александра III провозгласили наследником, его стали обучать тому, что могло пригодиться будущему монарху. Среди учителей АлександраIII был профессор права Московского университета и обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев,. Он вошел в число наиболее доверенных лиц будущего императора, стал его ближайшим советником и фактически определял его политику, политэкономию – историк и предприниматель И.К. Бабст, военное искусство – знаменитый генерал М.И.Драгомиров .Александр III также серьезно интересовался музыкой и изобразительными искусствами. Поэтому именно в его царствование в России был открыт первый государственный публичный музей, а также создано русское историческое общество. В течение многих лет АлександрIii являлся его председателем. Из его личных качеств современники отмечали трудолюбие, прямоту взглядов, искреннюю религиозность и привязанность к семье. Его идеалом было патриархальное правление ,поддержание в обществе устойчивых сословий и национально- самобытное развитие. Убежденный сторонник мирного развития страны.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Заключение.
К моменту воцарения Екатерины II страна переживала упадок крестьянского хозяйства; рынок свободной рабочей силы для развития промышленности отсутствовал; постоянно не хватало денег в казне. Это требовало развития свободного рынка, предпри ...

Правовое положение перегринов
Национальная замкнутость ius civile предопределяла особый статус неграждан (hostes, peregrini), допустимость правильных сделок, с которыми commercium специально устанавливалась законом. Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие ...

Историография
Проблема изучения бытового аспекта жизни самурайства получила определенное историческое освещение в трудах как советских и постсоветских историков, так и западных. Вопросом происхождения и зарождения сословия самураев в Японии, его развит ...