Не только самые первые десятилетия городской истории на территории Далмации отмечены единством городской эволюции. Разительные черты этого единства можно увидеть вплоть до середины XIV в[25].

Как итог рано начавшейся славянизации, в XIV в. В городах можно отметить существование как минимум трех диалектов и трех сфер их применения. По-славянски говорили преимущественно женщины. Это был язык семьи, домашней жизни, подлинно материнский язык для многих поколений горожан, язык книг записи родившихся, венчавшихся и умерших. По-латыни вели делопроизводство городских коммун, писали договоры и дипломатические грамоты, учили детей. Это был язык официальных документов, права, школы и науки, как повсюду в Европе. В порту же, на рынке, в сношениях с иностранными купцами и в коммерческих трактатах применялся международный язык тогдашнего торгового средиземноморья – итальянский[26]. Чертами сходства отмечено и демографическое развитие далматинских городов. Прирост населения совершался не только в рамках семьи. Балканская периферия постоянно выталкивала за свои пределы молодежь, которая переливалась в города или уезжала в Италию. Города стали важнейшим каналом массовой миграции, испытали её серьезное воздействие[27]. Единой для всех городов была задача обезопасить себя от массовых заболеваний. Почти любая эпидемия, поражавшая Балканы, Центральную Европу или Ближний Восток, рано или поздно посещала берега Адриатики. Все города рано поняли, что без санитарных средств им не обойтись. Одной из первых становится введение службы квалифицированных врачей. С начала XIV в. медики полностью перешли на коммунальное содержание. Во всех далматинских городах имелись аптеки[28].

Повседневная жизнь горожан имела в Далмации еще одну общую черту. Исследователи давно обратили внимание на одновременность, с которой в разных городах начинают составляться нотариальные записи и заводятся нотариальные книги. В Трогире это происходит в 1263г., в Дубровнике – в 1278г., в Задаре – в 1289 году. Последняя треть XIII в. Явилась временем, когда в основных далматинских городах возникла потребность в создании собственного делопроизводства. Одновременное возникновение нотариата в городах свидетельствовало о примерно одинаковом ритме, в котором развивалась деловая жизнь ведущих далматинских центров, о синхронности эволюции их хозяйственной базы.

Введение в практику нотариального делопроизводства совпадает с первыми опытами кодификации городского права. Первый коммунальный статут был создан в в Задаре – в 1305г., В Сплите – в 1312 г., в Трогире – в 1322 году[29]. Составление сплитского статута по инициативе действующего подесты нашло отражение в хронике Фомы Сплитского: «… Поэтому приказал составить некую книгу… в которую приказал записать все добрые обычаи, которые город имел с древних времен, добавив многие другие положения, казавшиеся необходимыми в общественных и частных делах, то есть в судебных процессах, для того, чтобы все одинаково наделялись равным правосудием»[30].

Подобные материалы:

Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта несет вечность, поражает своей целостностью Египет – греческое слово «тайна». Древние культуры обращены в «золотой» век, когда люди и Боги жили на Земле вместе. Многобожие. В IV веке н.э. египетский язык исч ...

Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перев ...

История одного из символов - Чаша со змеей.
Эта эмблема в течение многих веков символизировала труд представителей самой гуманной профессии в мире. Нельзя не согласиться с мнением, высказанным в журнале "Здоровье мира" (май 1970 г.), что эмблемой врачевания в античном мир ...