К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычников было много жестоких обычаев: например, если умирал знатный рус, то убивали одну из его жен и хоронили ее в кургане вместе с мужем. Перуну приносились в жертву не только животные, но и люди. Христианство отрицало подобную первобытную жестокость и отказалось даже от принесения в жертвы животных.

Христианство проникло на Русь еще в середине IX в. В 946 г. (некоторые летописи указывают 954 г.) вдова князя Игоря Ольга приняла христианство, но сын ее Святослав оставался язычником. Христианами становились отдельные князья, дружинники, простые люди.

Давние связи Руси с Византией содействовали тому, что в 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем ввел христианство и в других русских городах. В Киеве до сих пор главная улица называется в память крещения Крещатиком.

Принятие христианства было прогрессивным явлением для молодого Русского государства. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что было очень важно при дипломатических отношениях – теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом.

Христианство способствовало укреплению государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению… Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Новая религия проповедовала общечеловеческую мораль («не убий», «люби ближнего как самого себя»). Страх перед Божиим наказанием ограничивал эксплуататорские аппетиты верхушки общества. Христианство уравнивало всех людей перед Богом, учило богатых помогать бедным. Все это примиряло противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию.

Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивались каменная архитектура, живопись, фресковые росписи, были заимствованы многие тонкие виды ремесла, вроде ювелирного (золото с эмалью и серебро с чернью). В русских городах археологами обнаружены мастерские таких ремесленников и сами изделия, славившиеся во всей Европе.

Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было восприятие славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием в IX в. на основе греческой азбуки и названной кириллицей. Мы с вами и пишем этой старинной кириллицей в несколько измененном виде.

Уже в 988 г. князь Владимир Святой (причисленный впоследствии к лику святых) повелел городской молодежи обучаться «учению книжному». Русские люди начали писать торговые договоры, записывать события в летописи, составлять сборники законов.

После разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 г. на Руси, как и в некоторых других землях, утвердилось православие. Во главе русской церкви стоял тогда митрополит, подчиненный в известной мере патриарху Константинополя. Вначале киевские митрополиты прямо назначались патриархом и были греками. Первым митрополитом из русских стал писатель и философ Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати».

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Первые миссионеры
Первый опыт миссионерства во Вьетнаме датирован 1533 годом, когда в провинции Намдинь начал проповедовать католический монах. Имя монаха в источниках не упоминается, да и об участи его известно только одно - он был изгнан из страны. С те ...

Социальные условия развития предпринимательства в Сибири
В результате реформ 1860-х гг. и под воздействием изменившихся социально-экономических отношений изменяется состав и численность купеческого сословия. Тем не менее, во второй половине XIX в. гильдейское купечество продолжает составлять о ...

Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в
Ликвидация Речи Посполитой, идеи французской революции, события войны 1812 г. оказали большое влияние на развитие общественно-политического движения на землях Беларуси. Шляхетская интеллигенция, учащаяся молодежь, недовольные разделами Ре ...