К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычников было много жестоких обычаев: например, если умирал знатный рус, то убивали одну из его жен и хоронили ее в кургане вместе с мужем. Перуну приносились в жертву не только животные, но и люди. Христианство отрицало подобную первобытную жестокость и отказалось даже от принесения в жертвы животных.

Христианство проникло на Русь еще в середине IX в. В 946 г. (некоторые летописи указывают 954 г.) вдова князя Игоря Ольга приняла христианство, но сын ее Святослав оставался язычником. Христианами становились отдельные князья, дружинники, простые люди.

Давние связи Руси с Византией содействовали тому, что в 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем ввел христианство и в других русских городах. В Киеве до сих пор главная улица называется в память крещения Крещатиком.

Принятие христианства было прогрессивным явлением для молодого Русского государства. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что было очень важно при дипломатических отношениях – теперь договаривающиеся стороны клялись одним Богом.

Христианство способствовало укреплению государственной власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению… Надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Новая религия проповедовала общечеловеческую мораль («не убий», «люби ближнего как самого себя»). Страх перед Божиим наказанием ограничивал эксплуататорские аппетиты верхушки общества. Христианство уравнивало всех людей перед Богом, учило богатых помогать бедным. Все это примиряло противоречия в обществе и способствовало его поступательному развитию.

Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивались каменная архитектура, живопись, фресковые росписи, были заимствованы многие тонкие виды ремесла, вроде ювелирного (золото с эмалью и серебро с чернью). В русских городах археологами обнаружены мастерские таких ремесленников и сами изделия, славившиеся во всей Европе.

Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было восприятие славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием в IX в. на основе греческой азбуки и названной кириллицей. Мы с вами и пишем этой старинной кириллицей в несколько измененном виде.

Уже в 988 г. князь Владимир Святой (причисленный впоследствии к лику святых) повелел городской молодежи обучаться «учению книжному». Русские люди начали писать торговые договоры, записывать события в летописи, составлять сборники законов.

После разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 г. на Руси, как и в некоторых других землях, утвердилось православие. Во главе русской церкви стоял тогда митрополит, подчиненный в известной мере патриарху Константинополя. Вначале киевские митрополиты прямо назначались патриархом и были греками. Первым митрополитом из русских стал писатель и философ Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати».

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Начало реформ Екатерины II.
Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. В последствии в своих мемуарах она вспоминала: «В 1762 году при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии ...

Исторические источники
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.). Указ 1906 г. и Закон 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». ...

Борьба за объединение и независимость русских земель на II этапе объединительного процесса на Руси
В течение II этапа объединительного процесса на Руси происходит значительное упрощение политической карты Северо-Восточной Руси[7]. Одни историки (Н.Л. Рубинштейн, К.В. Базилевич) говорят о существовании здесь только четырех крупных госу ...