Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями - во втором, летящих птиц - в третьем, и над всем этим - синее небо, усеянное звездами. аспидистра цветок

Рис.3 "Храм. Колонны"

"Изобразительные" колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные, пальмообразные, со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается). [2]

Рассматривая в целом архитектурно-планировочную композицию храма в Фивах, необходимо отметить ее динамический характер, которому соответствовало чередование метрических протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов-преград.

Вопрос об ориентации фиванских храмов по сторонам света давно уже привлекал многих ученых. Еще в конце XII в. появились труды английских иследователей Ниссена и Локьера, которые высказали предположение о том, что многие египетские храмы были ориентированы на заход или на восход солнца либо на звезды, которые связаны были с солнечным циклом. С XX в. эти наблюдения были продолжены французским исследователем Ленгреном и известным английским астроархеологом Дж. Хоккинсом. Гипотезу этих ученых подтверждали и надписи, сделанные на храмах, повествовавшие об обрядах, связанных с их закладкой.

На самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян

Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; Гор - один из важнейших богов в египетском пантеоне, сын Осириса и Исиды, человек с головой сокола; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья, экзотические цветы, пели птицы.

Рис. 4 "Храм царицы Хатшепсут"

Рис.5 "Гор - человек с головой сокола"

Рис.6 "Голова богини Хатор"

Храм царицы Хатшепсут был ориентирован на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т.е. в период окончания разлива Нила и начала посевных работ. Другими словами, храм служил своеобразным календарем, по которому жили и трудились многие поколения жителей Древнего Египта.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления
Очень высокие результаты имела земская статистика. Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с "Положением" земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специ ...

Общественное устройство андроновских племен
Природно-климатические условия Казахстана, его малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится ...

Культура Китая.
1) Особенности китайской культуры. 2) Культура Древнего Китая. 3) Культура даосов. 4) Конфуцианство. 2) в III-IV тысячелетии д.н.э. возникла культура Древнего Китая. С 3 тысяч лет д.н.э. находят первые глиняные изделия – чаши, для ко ...