В 1550 году стало заметнее негативное отношение к политике Ивана IV. В 1553 году Иван IV заболевает и, опасаясь умереть, назначает себе преемника. – Дмитрия, сына Анастасии Романовны Захарьиной. Но он оказался не единственным претендентом на престол - одновременно заявляет о своих правах на престол двоюродный брат царя, Владимир Андреевич Старицкий. Не понятно, как некоторые приближенные осмелились перечить велению государя, но часть знати стала присягать на верность Владимиру. Причины были различные - одни опасались, что при Дмитрии, по сути, еще ребенке, могут возобновиться порядки боярского правления, другие не хотели присягать сыну Захарьиной, так как, в отличие от Дмитрия, занимали более высокое положение в боярской иерархии. Некоторые вспомнили о старом порядке (при Рюриковичах) передачи власти старшему в роде - "старшинство дядьёв над племянниками". Владимиру присягнули и нескорые члены Избранной рады, хотя некоторые и сохранили верность царю. Иван IV, глядя на то, что творится в его государстве, решил выздороветь, но измены не забыл. В следующие годы оппозиция бояр к царю усилилась. У него не было иного выхода, как усилить личную власть. Появилась идея проведения политики опричнины. В декабре 1564 года царь уезжает в свою резиденцию - Александровскую слободу – вместе с верными дворянами и боярами. А в начале 1565 года, высылает в Москву два послания. В первом он обвиняет церковь и бояр в измене, во втором же, адресованном посадским людям Москвы, заявляет, что он на них не гневается. Московский посад вынудил бояр просить царя вернуться на трон. Посланная к царю делегация "умолила" его не покидать престол. Иван согласился вернуться, но на особых условиях. В стране поднялась волна репрессий против мнимых и истинных противников самодержавной власти царя.

В 1565 царь объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: вошедшие и не вошедшие в опричнину. Территории, которые не вошли в опричнину, стали называться земщиной. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду. Конные опричники имели особые знаки отличия - к седлам прикреплялись некие символы того времени: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV отбирал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни, террор и разбой процветали среди населения. Царь проводил персональный отбор феодалов и земель в опричнину. Разорению подвергались целые города.

Отношение церкви к опричной политике было отрицательным. Православная церковь отказалась поддержать опричнину. Митрополит Афанасий оставил своё место "по болезни". На его место был избран так же противник опричнины - Филипп Колычев, который публично отказал царю в благословении. Наставали тяжелые времена - Иван IV “убивал” нравственность, порождая равнодушие и алчность. Давали о себе знать “смутные времена”. По форме опричнина была возвратом к феодальной раздробленности, а по методам - направлена на её полное уничтожение.

В 1567 был организован заговор против царя. Заговорщики хотели выдать Ивана IV литовцам во время осеннего похода. Затея провалилась из-за предательства Владимира Старицкого. Поход был прекращён, а Иван IV уехал в Александровскую слободу. Вскоре последовала казнь заговорщиков.

Крупным событием опричнины был новгородский погром в начале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в том, что Новгород захотел перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. В 1572 году царь отменил опричнину. Решающую роль в этом сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить. Были подожжены дворы, после чего огонь перекинулся на Китай-город и Кремль.

Подобные материалы:

Новые опалы и казни.
Учреждение опричнины по своему идейному началу, как мы видели, со стороны царя было признанием, своего рода санкцией, прави­тельственного значения боярской думы, укрепленного деятельностью избранной рады. Но на деле, в своих конечных резу ...

Анитамериканские движения в странах Центральной Америки
В сфере межамериканских отношений стремление центральноамериканских стран к независимости проявилось и в деятельности Панамериканского союза (ПАС). Хотя эта организация была создана в 1910 г. по инициативе США для укрепления политической ...

Исторические предпосылки французской агрессии во Вьетнаме
Первопричиной завоевания Вьетнама французскими колонизаторами многие исследователи называют упадок феодализма, вызванный противоречиями среди вьетнамских династийных домов. Вьетнам, ослабленный усобицами, стремлением реставрированной дина ...