И, наконец, сказано: «Уплатой выкупа пусть (даса) получает свободу»; «Если господин, смилостивившись, захочет отпустить своего раба на волю, пусть снимет с его плеча сосуд с водой и разобьет его. Пусть окропит его голову водой с неочищенными зернами и цветами и, трижды сказав «ты — не раб», отпустит его, повернув лицом на восток. С этого времени последний становится таким человеком, чью пищу можно есть и чьи дары можно принимать, кто может пользоваться уважением»[21]. Есть место в Артхашастре и правам так называемых рабовладельцев или хозяев, например: «Порабощенный в силу [невозможности уплаты] штрафа пусть уплатит штраф работой»[22], но об этом упоминалось и раньше. Назначался штраф в случае не выполнения обязанности хозяина, такой как приводится в следующей статье: «На не делающего дасу арием по получении соответствующего выкупа — штраф 12 пан, так же как и за задержание без причин.»[23]. Еще раз повторяется о праве хозяина на имущество раба, но немного в другом ракурсе, «Наследниками имущества дасы являются родственники, в отсутствии их — хозяин.», хозяин получает имущество своего раба, если у последнего нет родственников, и возникает противоречие, т.к. в Законах Ману, говорится о полном праве хозяина на имущество раба. Это можно объяснить тем, что рабы, т.е. даса, небыли однородной массой из-за того, что дасой мог быть человек из любой касты. Таким образом, права у даса существовали, хотя их и называют рабами, некоторые авторы. Даса имели право на собственность, право быть освобожденным, право быть арием, после отработанного срока или уплаты выкупа и т.д. Хозяева дасов имели не меньше прав, но на них распространялись и некоторые ограничения.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Ключевые даты и события
1801-1825 гг. - царствование Александра I (созд «Негласный комитет»; реформы: учреждение министерств; указ о вольных хлебопашцев; созд госсовета;созд военных поселений) 1801 г. - присоединение Восточной Грузии к России 1802 г. - создани ...

Произвол и насилия в малолетство Ивана Грозного.
Утверждавшийся монархический абсолютизм своими отрицательными сторонами дал себя увидеть и почувствовать князьям и боярам Московского государства преимущественно в малолетство Грозного. Хотя отдельные лица и страдали от самовластья Ивана ...

Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт. С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания м ...