Во-вторых, предлагалось учредить всеобщий и полный контроль за всеобщим и полным разоружением.

Сессия Генассамблеи ООН одобрила идею разоружения, но не план, предложенный главой СССР.

Но «оттепель» наступила не только во внешней политике, но и внутри страны.

Менялась общественная атмосфера в стране. Начался процесс пробуждения национального самосознания и общественной мысли. Появился новый феномен – общественное мнение. Конечно, проявлялось все это, как правило, в столице и других крупных городах.

Но начало было положено, и в этом – главное.

Первый всплеск оттепели был связан со смертью Сталина и началом обновления.

Второй – с XX съезд партии, «секретным» докладом Хрущева и последующей общественной и духовной либерализацией.

Первый этап оттепели – это осторожное, боязливое, с оглядкой на прошлое свободомыслие, индивидуализм, критичность, растущая из года в год на волне политических изменений и критики культа личности, хотя и без упоминания имени Сталина.

Наиболее отчетливое проявление оттепель нашла в литературе и культуре в целом. Сам Хрущев устраивал встречи руководителей партии и правительства с деятелями культуры. Его установки по проблемам культуры звучали в докладах на XX, XXI, XXII съездах партии, в выступлениях на приеме деятелей культуры.

Оттепель развивалась как бы двумя параллельными потоками, почти не связанными друг с другом. Общественно-политическая и нравственная атмосфера в стране после XX съезда менялась довольно быстро.

Съезд выдвинул немало новых идей, давших пищу для размышлений. Однако оттепель в большей степени ощущалась и воспринималась через литературу, искусство, в неофициальных дискуссиях и спорах.

Второй же поток оттепели – официальная пропаганда – был гораздо сдержаннее. Критика культа личности здесь отрывалась от реальных общественных проблем, сосредоточилась на личности и негативных чертах характера Сталина и ограничивалась по преимуществу периодом репрессий 1937-1938 годов.

Конечно, во многом оттепель происходила на волне преодоления мифа о «великом и мудром Сталине» и критики культа личности. Но продолжал жить другой миф – о Ленине.

В среде интеллигенции звучали призывы «вернуть народу истинный образ Ленина», рассказать о его действительных заслугах, присвоенных Сталиным.

Особенно явно пробуждение общественного самосознания проявилось в литературно-художественном творчестве. Вновь, как это не раз бывало в российской традиции, литература взяла на себя роль фокуса общественных оценок и суждений.

Еще до начала XX съезда в общественном сознании, прежде всего среди творческой интеллигенции, отчетливо появилась тенденция к пересмотру административных основ партийного всевластия в области литературы и искусства.

Однако ни сам Хрущев, ни другие партийные и государственные руководители не поддержали это устремления, усматривая в них покушение на исключительные полномочия партийного аппарата в духовной жизни.

В ситуации, продолжающейся конфронтации двух линий в общественной мысли, Хрущев счел необходимым вмешаться и дать руководящие указания.

14 мая 1957 он выступил на встречи с участниками правления Союза писателей СССР, где говорил, что среди интеллигенции «нашлись отдельные люди, которые начали терять почву под ногами, проявляли известные шатания и колебания в оценке сложных идеологических вопросов, связанных с преодолением последствий культа личности. Нельзя скатываться на волне критики к огульному отрицанию положительной роли Сталина, выискиванию только теневых сторон и ошибок в борьбе нашего народа за победу социализма».

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Последние годы и смерть
Ростислав умер в селе Зарубе, а его тело было привезено в Киев и 2 апреля 1167 года похоронено в киевском монастыре св. Фёдора. Почитание в христианстве. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых как благоверный; день памяти ...

Везалий – педагог, художник, редактор
Итак, неоднократно предпринимавшиеся попытки пересмотреть ошибочные данные в описания Галена успехом не увенчались. Эту задачу суждено было выполнить Андрэасу Везалию. Серьезно и глубоко изучив труды Галена и всех своих предшественников, ...

«Семибоярщина». Поляки в Москве.
В России начался период междуцарствия – правление «Семибоярщины». Москва очутилась без правительства, как раз тогда, когда оно ей было нужно больше всего: с двух сторон наступали враги. Все осознавали это, но не знали, на ком остановиться ...