Во-вторых, предлагалось учредить всеобщий и полный контроль за всеобщим и полным разоружением.

Сессия Генассамблеи ООН одобрила идею разоружения, но не план, предложенный главой СССР.

Но «оттепель» наступила не только во внешней политике, но и внутри страны.

Менялась общественная атмосфера в стране. Начался процесс пробуждения национального самосознания и общественной мысли. Появился новый феномен – общественное мнение. Конечно, проявлялось все это, как правило, в столице и других крупных городах.

Но начало было положено, и в этом – главное.

Первый всплеск оттепели был связан со смертью Сталина и началом обновления.

Второй – с XX съезд партии, «секретным» докладом Хрущева и последующей общественной и духовной либерализацией.

Первый этап оттепели – это осторожное, боязливое, с оглядкой на прошлое свободомыслие, индивидуализм, критичность, растущая из года в год на волне политических изменений и критики культа личности, хотя и без упоминания имени Сталина.

Наиболее отчетливое проявление оттепель нашла в литературе и культуре в целом. Сам Хрущев устраивал встречи руководителей партии и правительства с деятелями культуры. Его установки по проблемам культуры звучали в докладах на XX, XXI, XXII съездах партии, в выступлениях на приеме деятелей культуры.

Оттепель развивалась как бы двумя параллельными потоками, почти не связанными друг с другом. Общественно-политическая и нравственная атмосфера в стране после XX съезда менялась довольно быстро.

Съезд выдвинул немало новых идей, давших пищу для размышлений. Однако оттепель в большей степени ощущалась и воспринималась через литературу, искусство, в неофициальных дискуссиях и спорах.

Второй же поток оттепели – официальная пропаганда – был гораздо сдержаннее. Критика культа личности здесь отрывалась от реальных общественных проблем, сосредоточилась на личности и негативных чертах характера Сталина и ограничивалась по преимуществу периодом репрессий 1937-1938 годов.

Конечно, во многом оттепель происходила на волне преодоления мифа о «великом и мудром Сталине» и критики культа личности. Но продолжал жить другой миф – о Ленине.

В среде интеллигенции звучали призывы «вернуть народу истинный образ Ленина», рассказать о его действительных заслугах, присвоенных Сталиным.

Особенно явно пробуждение общественного самосознания проявилось в литературно-художественном творчестве. Вновь, как это не раз бывало в российской традиции, литература взяла на себя роль фокуса общественных оценок и суждений.

Еще до начала XX съезда в общественном сознании, прежде всего среди творческой интеллигенции, отчетливо появилась тенденция к пересмотру административных основ партийного всевластия в области литературы и искусства.

Однако ни сам Хрущев, ни другие партийные и государственные руководители не поддержали это устремления, усматривая в них покушение на исключительные полномочия партийного аппарата в духовной жизни.

В ситуации, продолжающейся конфронтации двух линий в общественной мысли, Хрущев счел необходимым вмешаться и дать руководящие указания.

14 мая 1957 он выступил на встречи с участниками правления Союза писателей СССР, где говорил, что среди интеллигенции «нашлись отдельные люди, которые начали терять почву под ногами, проявляли известные шатания и колебания в оценке сложных идеологических вопросов, связанных с преодолением последствий культа личности. Нельзя скатываться на волне критики к огульному отрицанию положительной роли Сталина, выискиванию только теневых сторон и ошибок в борьбе нашего народа за победу социализма».

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финского залива, а затем по морю. Для отдыха царя в 30 километра ...

Грязелечебный промысел
В десяти минутах езды от Евпатории, по направлению к Евпаторийскому маяку, лежит озеро Майнакское, составляющее собственность казны. Окружающая же озеро земля принадлежит городу, за исключением лишь четвертой части ее, которой владеет на ...

Две главные черты первобытной культуры.
1. Синкретизм – нерасчлененность (недифференцированность мышления). 1. Безписьменность. Первобытная культура характеризуется как Небо Земля – Люди, Звери . (подземелье – змеи) Вода Фрезин: «Магия является искаженной системой природных ...