Семейные нравы и идеалы московского дворянства допетровского времени выразительно очерчены в обширном сборнике знаменитого иерея Сильвестра, известном под названием Домостроя. Посвящённый исключительно домашней обыденной жизни, этот драгоценный памятник древней литературы с особенной ясностью выражает главный жизненный мотив эпохи, мотив уважения к обряду, заведенному порядку, обычаю отцов и дедов, - весь этот заведенный порядок, начиная с исполнения важнейших религиозных обязанностей до самых мелочных хозяйственных занятий, увековечен автором Домостроя в полном многообразии, и преимущественно с его идеальной стороны, как образец.

«Домострой» оказывал огромное влияние на быт и нравы московских дворян, однако это влияние зачастую принимало лишь формы внешнего благочестия, в то время как иерей Сильвестр хотел, чтобы его произведение способствовало утверждению в семейной жизни истинного милосердия, честности, трудолюбия, взаимоуважения на основе глубокой веры в Бога.

Особенно тяжёлой была участь женщины, чья жизнь регулировалась правилами «Домостроя». Знатное происхождение не спасало её от деспотизма отца или мужа. Вероятно, поэтому слово “домострой” является синонимом консервативного уклада жизни, а "домостроевщина" ассоциируется с принуждением женщины в домашнем быту, с жестокостью воспитания, с личной несвободой человека.

Подобные материалы:

Духовное образование на Урале
Отличительной чертой духовного сословия была его замкнутость, во многом объяснявшаяся тем, что иносословным ученикам был практически запрещен доступ в духовные учебные заведения, тогда как все сыновья представителей духовных ассоциаций об ...

Директория, причины ее поражения в борьбе за власть на Украине
В начале, осени 1918 г. стало очевидным, что страны германского блока проиграют войну. В конце октября гетман Скоропадский попробовал заручиться поддержкой известных украинских политических деятелей. В первых числах ноября кабинет министр ...

Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт. С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания м ...