Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости, поэтому основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками традиций и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались “ЛИ”, своего рода естественное право, освященное многовековой традицией.

Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Следование ритуалу, обычно позволяло по его мнению, избежать насилия и конфликтов. Он отводил ритуалам роль нормативной системы общества.

Конфуцианство занимало господствующие положение при императоре У-ди (140 - 87 гг. до н.э.) и до 1949 года конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая.

Основателем легизма считают Шан Яна (390 - 338 гг до н.э.) правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате “Книга правителя области Шан“.

Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие и предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну. В результате государство клонится к упадку. Выход только один. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом – ФА, в отличие от обычных норм ритуала - ЛИ. Отсюда латинизированное название школы – “легизм”. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнеческих тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки, т.е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодавлеющий институт, в смысл и цель существования общества.

В области управления предполагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднить передачу должности по наследству. На административные должности Шан Ян предлагал выдвигать тех, кто доказал преданность государю на службе в войсках. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способный объединить Китай.

Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана . (III век до н.э.)

Вывод: В государствах Древнего Востока общественное сознание оставалось слабо дифференцированным, поэтому в политико-правовой мысли переплетались религиозные взгляды с пережитками первобытных мифов, а также с морально нравственными проблемами.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Предмет культурологии.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории. Следовательно, это результат созидательной творческой деятельности людей. И тогда оказывается, что культура – это процесс, в которо ...

Битва за Ленинград
Битва за Ленинград охватывала почти всю северо-западную часть Советского Союза. В ней, длившейся свыше трех лет, приняли участие войска Северного (позднее Ленинградского), Северо-Западного, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского ф ...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.  Вторая мировая война 1939-1945. Основные периоды
22 июня 1941 г - 18 ноября 1942 г. - начальный период и оборонительный этап войны 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г. - период коренного перелома в ходе войны 1944 г. - 9 мая 1945 г. - завершающий период Великой Отечественной войны и войн ...