Основные черты колонизацииСтраница 5
Англичане практиковали и так называемое прямое управление в некоторых колониях. Такие колонии назывались коронными, т.е. были напрямую подчинены Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таких прав. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты. Иногда в одной стране использовались и прямые, и косвенные методы правления. Например, Индия перед Второй мировой войной была разделена на так называемую Британскую колонию Индию, состоявшую из 16 провинций и управлявшуюся из Лондона, и протекторат, в который входили свыше 500 феодальных княжеств и в котором действовала система косвенного управления. Разные формы правления одновременно применялись в Нигерии, Гане, Кении, других странах.
Франция использовала главным образом методы прямого правления, с помощью армии и полиции подавляя сопротивление тех, кто не желал мириться с колониальным господством. В то же время она, как и Португалия, проводила в своих колониях политику ассимиляции, в которой в какой-то мере отразились идеи революции 1789 г., провозгласившей равенство жителей метрополии и колоний. Преимуществами ассимиляции пользовались, однако, немногие; например, в Африке в конце XIX — начале XX вв. — только жители четырёх городов Сенегала, которые имели французское гражданство и могли посылать по одному депутату во французский парламент[8].
Германия, как и Англия, применяла различные методы управления. Вся полнота власти принадлежала назначаемым Берлином губернаторам, немцы составляли высшие и средние звенья колониальной администрации, командование колониальных войск и полиции. Территория колоний была разделена на административные и военно-полицейские округа во главе с окружными начальниками, обычно офицерами. Низшая администрация формировалась, как правило, из грамотных местных жителей.
В Камеруне, Бурунди, Руанде и Танганьике немцы сохранили власть вождей и правителей, поставив их под свой жёсткий контроль.
Перемены в мире повлекли за собой изменения системы колониального управления. Французская колониальная империя была преобразована во Французский союз, в конституции Франции 1947 г. говорилось, что Франция намерена привести колониальные народы к свободному самоуправлению. Колонии получили статус заморских территорий с правом представительства в центральных французских и местных колониальных законодательных органах, вновь созданной Ассамблее Французского Союза. В 50-е гг. автономия заморских территорий была ещё более расширена, в них была официально отменена существовавшая десятилетия система принудительного труда, провозглашена свобода создания политических и общественных организаций, собраний и печати.
В британских владениях система колониального управления реорганизовывалась поэтапно. В 1947 г. Британская империя была преобразована в Британское содружество наций; на многочисленных конституционных конференциях и переговорах 40-х — начала 60-х гг. обсуждалось будущее британских владений, их государственное устройство, политические системы, проблемы социально-экономической жизни и межэтнических, национальных отношений. Формально выступая в качестве посредника на таких встречах — в них участвовали представители колониальной администрации, различных политических партий и организаций колоний, — британское правительство проводило линию на сохранение британского присутствия во всех сферах жизни будущих независимых государств.
Происходили перемены и в системах колониального управления других европейских держав.
Однако судьбу колоний и их будущее решали не только в Лондоне, Париже, Брюсселе или Лиссабоне. У истории колониализма была и другая сторона — история антиколониальной борьбы, которая велась во всех порабощённых странах, в том числе и в тех, которые формально сохраняли свою самостоятельность, но фактически превратились в полуколонии: Китае, Иране, странах бывшей Османской империи и т.д.
В результате Второй мировой войны получили независимость колонии Италии и Японии. Накал антиколониальной борьбы возрос, во многих азиатских и африканских странах возникли массовые политические организации, которые, используя преимущественно ненасильственные средства (демонстрации, митинги, кампании гражданского неповиновения, забастовки и т.д.), возглавили борьбу за политическое освобождение. Но были и те, кто боролся за свободу с оружием в руках. Освободившись в 1945 г. от японского господства, Вьетнам, Лаос и Камбоджа были вынуждены защищать свою независимость от Франции, развязавшей против них настоящую колониальную войну. Антиколониальные восстания 1947—1949 гг. на Мадагаскаре и 1952—1956 гг. в Кении потерпели поражение, но, тем не менее, приблизили народы этих стран к независимости. В 1956—1962 гг. в кровопролитной освободительной войне добился независимости Алжир; вынужденное согласие де Голля уйти из Алжира было воспринято частью французского общества как предательство национальных интересов, во Франции разразился глубокий внутриполитический кризис. Вооружённая освободительная борьба народов Анголы, Мозамбика, Гвинеи и островов Кабо-Верде стимулировала возникновение революционной ситуации в Португалии, португальская революция 1974 г. провозгласила право народов заморских провинций на самоопределение и независимость. Вооружённым путём добились освобождения Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Юго-Западная Африка (ныне Намибия). Распад колониальной системы растянулся почти на половину столетия. В общей сложности после Второй мировой войны образовалось свыше 100 новых независимых государств[9].
Подобные материалы:
Экономика.
Экономическая раздробленность, тем не менее, не была преодолена. Господствовало натуральное хозяйство, натуральная форма ренты. Первые попытки юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV века. Попытки огранич ...
Заговор.
Заговоры против правителей – это всегда самые драматические, а нередко и кровавые страницы истории.
Это всегда, не смотря на множество исторических свидетельств, самые загадочные страницы истории. Вот и по поводу смещения Хрущева нет пол ...
Основные направления внешней политики 1985 - 1991
годы и концепция нового политического мышления
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла уже упомянутая философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от клас ...